Парламент непризнанной республики Приднестровье одобрил в первом чтении инициативу президента Евгения Шевчука о введении российского федерального законодательства.
О перспективах возможного сближения Приднестровья с Россией и о возможном вступлении региона в Таможенный союз рассказал "Правде.Ру" директор Института стран СНГ Константин Затулин.
"Условия для вступления Приднестровья еще не созрели. Прежде всего, сам Таможенный союз не созрел для того, чтобы действовать без оглядки на всех остальных — такого рода решение стало бы конфликтным с точки зрения нашей прежней официальной позиции. В этой осторожности есть определенная логика, и она связана с ситуацией в субрегионе Транснистрии (Румыния, Молдова и Приднестровье, Украина). В этом ареале, на самом деле необходимо поддерживать Приднестровье, что мы худо-бедно делаем. Какие-то резкие демонстративные шаги, каким бы было признание Приднестровья или ее официальное присоединение к Таможенному союзу, только взвинтили бы ситуацию.
Я, конечно, не верю в скорое присоединение Приднестровья к Таможенному союзу. Даже Белоруссия, несмотря на данное обещание, до сих пор не признала Абхазию и Южную Осетию. То есть при обсуждении вопросов внутри самого Таможенного союза не улеглись страсти и споры о том, каким образом его развивать и в каком направлении идти. И сегодня мы не можем реалистично расценивать шансы включения Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии в Таможенный или Евразийский союз. Мы можем по умолчанию сотрудничать с ними, что мы и делаем, понимая, что объем этого сотрудничества не влияет существенно на общий баланс и взаимоотношения с Белоруссией и Казахстаном. Поскольку речь идет о достаточно небольших территориях и реально небольшом количестве людей.
Что касается Приднестровья вообще, то его география вынуждает проявлять осторожность, поскольку этот регион с нами не граничит. Случись какое-нибудь обострение, нам будет сложней прийти на выручку, чем Южной Осетии. Конечно, мы подозреваем, что в Молдавии живут не настолько отвязные и горячие головы, чтобы еще раз попробовать, как в 1992 году, развязать там конфликт. Но все проходит, все зарубцовывается, в том числе и память такого рода. Поэтому справедливо и очень уместно, что мы продолжаем держать там хотя бы небольшую, но свою группировку. Даже если там останется один наш солдат с флагом, а там не один солдат, это будет определенной гарантией невозбновления конфликта. Гарантия зримая, ясная и всем понятная и в Приднестровье, и в Молдове.
Сам факт того, что в Преднестровье они решили перейти на российское законодательство, я оцениваю положительно. Полагаю, что вообще 2014 год будет чрезвычайно ответственным с точки зрения судьбы Приднестровья. Сейчас, после того, как провалилось "Восточное партнерство" в Вильнюсе, после того, как начались манифестации на Украине, и Запад, раздраженный тем, что ему оказывают сопротивление, пытается взять реванш за провал "Восточного партнерства", я не исключаю, что попытаются сделать шаг как раз в зоне приднестровского конфликта.
Молдове уже пообещали безвизовый въезд, при том, что одновременно в эти же дни в ряде ведущих стран Европы обсуждалась отмена прежних договоренностей в отношении свободного передвижения по Европе выходцев из Румынии и Болгарии. Так, Великобритания хочет ввести имущественный ценз, чтобы страна не оказалось наводнена гастарбайтерами. И вот Румынии въезд запрещают, а Молдове разрешат? Есть нестыковка в политике ЕС: одной рукой уже состоящих в нем граждан государств-членов ЕС не пускают на безвизовой основе разъезжать по Евросоюзу, и вместе с тем страну, которая развалена на две части и не является членом Евросоюза, приглашают совершать безвизовые поездки. Здесь обязательно предстоит какое-нибудь выяснение отношений.
В этой ситуации мы должны укреплять свои связи с Приднестровьем. Есть разные мнения о принятии ими нашего законодательства — особенно они здесь не спрашивали об этом, не обивали пороги. Это их самостоятельное решение, и мы можем его только уважать — быть признательными за то, что есть такие территории, пусть непризнанные, которые по-прежнему любят и уважают нас и наше законодательство. Данная мера, безусловно, не является решающим шагом на пути к признанию.
Сейчас мы должны оценить, в какой мере Украина устойчива к соблазнам и посулам ЕС после всего, что произошло, или в какой мере ЕС способен выкрутить Украине руки. Потому что когда дело касается Приднестровья, здесь есть один деликатный момент — позиция Украины, которая примыкает к нему. И если на Украине, как это было еще совсем недавно, форсированным маршем идут в ЕС, то там всеми силами создают проблемы для Приднестровья, идут на поводу у Румынии, Молдовы, пытаясь загнать республику обратно в общее государство. Но если Украина не идет в ЕС, как выяснилось, то может быть появится более здравый подход к происходящему, если не признание "де-юре", то хотя бы "де-факто". По сути, признание "де-факто" уже есть, поскольку Приднестровье является субъектом переговорного процесса.
Так что, мне кажется, что хотя вряд ли сейчас идет речь о включении Приднестровья в Таможенный союз, это не значит, что мы не должны ему помогать, не должны обсуждать этот вопрос с Украиной, добиваясь ее более здравой позиции.