Правозащитники зовут в свои ряды Михаила Ходорковского, указ о помиловании которого подписал сегодня президент Владимир Путин. Примет ли экс-глава "ЮКОСа" предложение? Станет ли он новым лидером белоленточников? На этот и другие вопросы в интервью "Правде.Ру" ответил директор Центра политической информации Алексей Мухин.
Прошение о помиловании — это признание вины?
— Михаил Ходорковский, безусловно, написав прошение о помиловании, признал свою вину. Но я думаю, что это не политический акт, а гуманитарный. Он вступил в определенные эмоциональные отношения с президентом РФ, который имеет конституционное право помиловать Михаила Ходорковского. И в ближайшее время мы увидим, что эти отношения будут развиваться.
Почему Платон Лебедев не просит?
— Вполне вероятно, что в ближайшее время Лебедев может обратиться с аналогичной просьбой, закон это позволяет — почему нет?
Будет ли новый импульс у белоленточников? Будет ли Ходорковский новым лидером?
— Кем будет Михаил Ходорковский после выхода на свободу? Скорее всего, он не будет заниматься политикой, это будет общественная деятельность. Вряд ли Ходорковский будет активен и агрессивен по отношению к российским властям. Не думаю, что он метит на место Бориса Березовского. Вполне вероятно, что эта деятельность будет носить благотворительный характер и Ходорковский постарается стать Александром Солженицыным, то есть будет диссидентом.
И попытается, возможно, примерить на себя амплуа "совести нации". Получится это у него или нет, мы не знаем, но мне представляется более вероятным то, что он, в конце концов, станет Владимиром Буковским, диссидентом в изгнании почти полудобровольным, который с берегов какого-нибудь Альбиона будет поучать российские власти либерализму.
Кто будет теперь новым "мучеником" для оппозиционного лагеря?
— Попытки навязать Ходорковскому амплуа "мученика" не увенчались успехом к неудовольствию тех групп, которые видели его в такой роли. Сейчас очень сложно сказать, кто будет, потому что Ходорковский действительно знаковая фигура. Похоже, амплуа мученика будет размазано среди ныне сидящих так называемых "узников Болотной", которых по непонятым причинам считают политическими.
Либо это будет коллективный "мученик", то есть какое-то количество людей, которые по версии протестных групп, являются политическими или заключенными, или подследственными. Отсутствие сильной фигуры делает этот процесс фактически неизбежным. Произойдет размывание образа и через некоторое время появится обойма мини-мучеников, образ которых будет эксплуатировать протестная группа.