Своей точкой зрения на проблему сепаратизма в современной Российской Федерации с ""Правдой.Ру поделилась доктор исторических наук, профессор, директор Института этнологических исследований Уфимского научного центра РАН Айслу Юнусова.
"Я думаю, понятие "сепаратизм" возможно применить к пограничным регионам. Правда, я не думаю, что в республиках Северного Кавказа или, например, в Оренбургской области вынашивается идея выделения из состава Российской Федерации.
Что касается сепаратизма в республиках Поволжья, Якутии, финно-угорских регионах, о которых Вы спрашиваете, то я считаю, что здесь говорить не о чем. Объясню почему.
Даже если в каких-то регионах есть всплески национализма, то с сепаратизмом это не всегда соотносится. Национализм и сепаратизм — разные вещи, причем, сепаратизм не обязательно имеет националистическую подоплеку. Если вести о нем речь, то следует иметь в виду региональный и, я бы сказала, стихийный сепаратизм. Из 140 с лишним миллионов населения России всего 10 с небольшим миллионов проживает на огромных пространствах от Урала до Сахалина, и если есть опасность отпадения этих территорий от тела России, то она кроется не в национальных движениях.
В данном случае речь идет о том, что какие-то регионы могут естественным образом отойти от России в результате территориальной оторванности от центра и складывающейся экономической и социальной ситуации, под влиянием соседних государств в том числе. Региональный сепаратизм действительно играл большую роль в истории России, представляя большую угрозу для целостности России, чем национализм.
С середины XIX века и в начале XX века существовало движение так называемых "сибирских областняков" — движение за сибирскую независимость, за "сибирскую нацию", получение ею государственной самостоятельности. Сибирские областники особенных успехов в плане построения своей идеологии и вовлечения в свое движение людей добились во время правления Колчака, входили в состав его правительства. Ну и вместе с остатками колчаковского правительства эмигрировали и далее проживали на Дальнем Востоке, разделив судьбу тысяч эмигрантов из России.
В 1990-е, когда начался так называемый "парад суверенитетов", конечно же, был бурный всплеск именно сепаратизма. Союз распался, тогда же была велика угроза, что этот процесс будет развиваться и дальше, что он затронет Российскую Федерацию. Тогда националистические настроения охватили всю страну, не только в Поволжье, но и Сибирь, западные регионы.
Но я хочу сделать очень существенную оговорку, непосредственно по Башкирии. Действительно, всплеск и национальных движений, и этницизма был очень велик. Но что касается сепаратистских тенденций, то они в башкирской среде вряд ли могли быть сформулированы, это не соответствовало исторической традиции.
Просто хочу напомнить, что башкиры именно тот народ, который абсолютно осознанно и добровольно, правда, под влиянием различных обстоятельств, в середине XVI века вошел в состав Русского государства. И башкиры очень государственно ориентированы. Для них всегда был велик авторитет власти, если хотите, можете назвать его "культом власти". Хотя всплеск национализма здесь был.
Как в 1917 году, когда башкиры первыми в России провозгласили национальную автономию, так и в 1919, когда получили статус уже советской автономной республики, также в 1990-е годы, когда всем дали суверенитета столько, "сколько могут проглотить", естественно, здесь были достаточно сильно развиты такие завышенные, какие-то иллюзорные понятия о том, что такое суверенный Башкортостан.
Но при этом о сепаратизме не было и речи, более того, деятели башкирских национальных движений подчеркивают, что башкиры — коренной народ России, никогда из России не выйдут, "только в землю или в небо".
Что касается сепаратистских тенденций в тюркской среде Поволжья, то они теоретически были разработаны в начале XX века в виде проектов "Туран", "Идель-Урал" и, как известно, не были реализованы. Сегодня ни один из тюркских народов России выхода к границам не имеет.
Не могу ничего говорить о Татарстане, насколько там велики сепаратистские тенденции сегодня, я, по крайней мере, о таковых не знаю. Применительно к татарскому национализму можно говорить о других тенденциях — современном пантатаризме. Те, кто считают, что некие татарские националисты мечтают о выводе Татарстана из России, живут позавчерашним днем. Зачем татарам выходить из России, когда они проживают на всей ее территории, а "завтра мы придем в Кремль" — таковы установки идеологов пантатаризма.
Под национализмом тюркских народов часто подразумевают экстремистские идеологии, вброшенные в мусульманскую среду России, или смешивают эти понятия. Международный терроризм с исламским лицом, безусловно, угрожает целостности России, в том числе ей угрожают различные экстремистские религиозно-политические проекты, такие как построение всемирного исламского халифата, или создание исламского эмирата "Имарат Кавказ", на карте которого указаны регионы Северного Кавказа и Урало-Поволжья. Деятельность идеологов и организаторов подобных проектов — сфера уголовного права.
Что касается финно-угорских регионов, то идеология консолидации финно-угорских народов, даже если она имеет националистическую окраску, не означает сепаратизм. В Поволжье и Приуралье проживают разные финно-угорские народы, у них тоже разные, какие-то свои представления о том, как они должны развиваться. Есть общее, что их объединяет, существуют конгрессы финно-угорских народов. Но что касается сепаратистских тенденций, то их нет.
"Сепаратизма в современной России, в ее внутренних регионах не вижу, хотя допускаю, я заблуждаюсь", — считает Айслу Юнусова.
Как вы считаете, насколько актуальна проблема сепаратизма в России? Примите участие в опросе на нашей страничке "ВКонтакте" или поделитесь своим мнением в комментариях.