Начальник сектора кавказских исследований института РИСИ Яна Амелина рассказала «Правде.Ру» о перспективах российско-грузинских отношений.
- После побед Иванишвили и затем его ставленника Маргвелашвили наблюдатели начинают говорить о неминуемом улучшении отношений с Россией. Действительно ли стоит этого ждать?
Я бы так сказала, что никаких оснований думать, что российско-грузинские отношения улучшатся, потому что произошла просто очередная смена фамилии, а люди и их устремления остались прежние. Кандидаты из первой тройки, да и все остальные участники президентской гонки, они так или иначе говорили о евро-атлантической интеграции. Никаких пророссийских устремлений у них нет, и прогрузинских даже нет, они являются прозападными политиками и не понимают настоящих национальных интересов своей страны.
И да, действительно, у всех них обязательно присутствует задача восстановления территориальной целостности Грузии, то есть возвращения в ее состав Южной Осетии и Абхазии. Это невозможно, и пока грузинское общество это не поймет, оно будет находится в плену этих иллюзий, и бороться за мечту, которая абсолютно неосуществима. Это просто неадекватная оценка реальности, региональной, мировой, и неадекватная оценка роли России, поэтому, что касается российско-грузинских отношений, то ничего тут не изменится, за исключением одного - действительно, Саакашвили был сумасшедшим, может быть даже и в прямом смысле, а на смену ему пришел человек, в общем, достаточно спокойный. При этом всем известно, что полномочия президента очень сильно урезаны, перераспределены между правительством и парламентом Грузии, и новый грузинский президент это уже совсем не то, что было при Саакашвили, в этом плане тоже ничего сверхъестественного ожидать не приходится.
Читайте также: Россия-Грузия - дружить будем?
А что касается улучшений, и что для этого нужно сделать, то нашей стране, мне кажется, надо остановиться. Россия уже очень много сделала для улучшения этих отношений, и это все игра в одни ворота, это все на пользу только Грузии, причем сама Грузия никаких шагов реальных не делает. А, между прочим, виновником ухудшения отношений является именно эта страна, и пора уже России эту благотворительность прекращать, начинать что-то делать и Грузии уже. Начинать с одной простой вещи - нужно извиниться, покаяться за события 2008-года. Пока эти извинения не будут принесены, говорить вообще не о чем. Потому что они убили несколько десятков, сотен российских граждан, и прошло всего 5 лет, и как будто ничего такого не было, и это абсолютно не конструктивная позиция, она просто омерзительна. Поэтому с Грузией не может быть никаких улучшений отношений, пока не будут принесены извинения. А дальше надо признать реальность, надо признать независимость Южной Осетии и Абхазии, и уже от этого плясать. Потому что пока Грузия надеется их вернуть, отношения с Россией принципиально улучшить она не сможет.
- После отмены эмбарго на ввоз вина, воды и фруктов что еще можно сделать на нашем правительственном уровне, чтобы оживить экономические отношения с Грузией.
Экономические контакты нам, России, не нужны, они нужны только Грузии. Это опять игра в одни ворота. Зачем мы это делаем? Мы уже допустили и вино грузинское, и воду. Вода Боржоми - никакого отношения к Боржоми не имеет, это дрянь всякая, не знаю, что они туда наливают, но это даже совсем не то, что продавалось, не то, что разливается. И она не конкурентоспособна в принципе на российском рынке, это все маркетологи говорят, она гораздо дороже, при этом она плохая. Ну и зачем мы это делаем? Это мы делаем для того, чтобы помочь Грузии что? Опять вооружиться, опять готовиться к войне с Россией что ли? Если за прежнюю войну еще даже извинения не принесли. Это просто надо показывать как-то и характер тоже. Да и вообще, все улучшение отношений нужно не России, а Грузии. Очевидно, что Грузия России, мягко говоря, не нужна, вот это мелочь, которой можно пренебречь, а вот наоборот да, это уже совершенно другой разговор. А делать вид, что отношения равноправные, равнозначные, это просто тоже глупо, это не понимать реальность, и то, что нужно Грузии, не нужно России. По крайней мере, в нынешних обстоятельствах. Надо из этого исходить, а не поддакивать им.