Владимир Мамонтов: Черные квадраты в СМИ – дешевые трюки

Журналист, директор фонда "Разумный Интернет", президент редакции газеты "Известия" Владимир Мамонтов в интервью "Правде.Ру" прокомментировал акцию протеста ряда СМИ в поддержку фотографа Дениса Синякова.

Как вы относитесь к тому, что некоторые издания (прежде всего в интернете) в пятницу вышли с черными квадратами в знак протеста против ареста фотографа Дениса Синякова, задержанного вместе с активистами "Гринпис" у платформы Приразломная?

— Ко всякого рода демонстративным снятиям материалов, постановке черных квадратов куда бы то ни было без серьезнейших оснований, а таких я пока не вижу, мне кажется, это все — дешевые трюки. Не стоит так. Все рассказать, как было, потребовать восстановления справедливости — сколько угодно. А ходить с флагами, да еще с черными — не наше с вами профессиональное дело, не журналистское. Поэтому я этой истории с квадратами не поддерживаю. Особенно смешно это все выглядит, когда мы видим, что на месте фотографий квадраты, а на месте священных коров в виде рекламных блоков, никаких квадратов нет. Это они тронуть не могут, несмотря на то, что они такие нежные, и такие трепетные, и такие взволнованные судьбой своего коллеги люди, однако священную корову рекламы они не трогают и черными квадратиками не заменяют. Это странно. Это довольно странно выглядит, на мой взгляд.

А что касается самого журналиста?

— Мне кажется, что как только выяснится, что он — журналист, его немедленно отпустят. Это совершенно точно, и в этом я своих коллег абсолютно поддерживаю. Есть другая часть истории. Как они должны были понять, что он — журналист? На нем что, был надет жилет с надписью "ЖУРНАЛИСТ"? Он что, был одет в нашу специальную журналистскую униформу? Предъявил ли он сразу удостоверение или нет? Если предъявил, то надо с этим работать, надо проверить и отпустить, чтоб он выполнял свои профессиональные обязанности.

Читайте также по теме: Ветер с моря дул: черные квадраты на фоне рекламы

Плюс к этому хочу сказать, что странно, что журналист на борту был ровно один. Я бы с большим интересом отнесся и больше бы волновался, если бы сейчас какое-то количество наших коллег от разных изданий, не только от либеральных, центристских, а от правых, левых, зеленых, желтых, простите, даже от красных, были бы сейчас там, вместе с ним, на борту и объективно освещали эту акцию по захвату платформы.

Вот тогда, наверное, стоило бы так бить в колокола, а когда там один-единственный журналист, который знает о том, что происходит, заранее — у меня большие подозрения: а этот журналист-то не ангажирован ли случайно вместе с "Гринписом" всеми, кому положено? "Гринпис" — организация очень интересная. Очень важная, чрезвычайно известная в мире, но не свободная от подозрений, что она работает на совершенно определенные силы, а то и, можно прямо сказать, серьезно — спецслужбы.

И что-то там журналист единственный делает? Вот если я вижу там корреспондента из "Коммерсанта", из газеты "Завтра", еще кого-то оппозиционных — из "Новой газеты", еще кого-то там… Такая компания журналистов, которая, есть ощущение, что объективно осветят, все вместе, хором, с разными убеждениями, взглядами, представляющие разные редакционные политики — вот они-то хором все осветят. Когда один — у меня поневоле закрадываются сомнения, хотя я знаю, что вроде бы сам этот парень, да не вроде бы, а точно, человек, фотограф опытный, журналист известный, работавший во многих горячих точках, и у него, у самого у него — репутация вполне нормальная, насколько я знаю. Вот такое у меня мнение по этому поводу".

И еще подвопрос: почему, на ваш взгляд, не было подобных акций, когда демонстранты на Болотной, скажем, закидывали грязью и мусором автомобили телекомпании НТВ?

— Это совершенно понятно. У нас в России, к величайшему сожалению, журналистика поляризована. Мнение одной части журналистов. Обычно оно совпадает со значительной частью аудитории, является святым и правильным, а всех остальных можно грязью закидывать — они журналистами не являются. Это — вот такое есть серьезнейшее противоречие в этих историях.

Меня все это тоже задевает, и лишний раз только подтверждает, что к объективному отношению, с холодной головой, к тем или иным житейским вопросам — мы, журналисты, подходим крайне редко. А надо бы этому учиться. Но нас жизнь этому не учит, к сожалению, а учит ровно другому — быть такими же нетерпимыми, как и те политические противники, которых мы, вольно или невольно, подчас обслуживаем".