8-9 апреля в Москве прошла первая конференция преподавателей общественных наук. Мероприятие было организовано Фондом развития гражданского общества совместно с Российской ассоциацией политической науки.
В конференции приняли участие представители 24 российских вузов из 18 регионов страны. Среди приглашенных было 26 деканов и заведующих кафедрами, 9 ассистентов и аспирантов, 40 докторов и 27 кандидатов наук. В дискуссиях участвовали политики, эксперты, представители администрации президента России. В работе конференции, например, приняли участие первый заместитель руководителя администрации президента России Вячеслав Володин, советник президента РФ Сергей Глазьев, глава управления внутренней политики АП РФ Олег Морозов.
Мнением о конференции с "Правдой.Ру" поделилась президент Российской ассоциации политической науки, заведующая кафедрой сравнительной политологии МГИМО, доктор политических наук, профессор Оксана Гаман-Голутвина:
- Крайне важно, что диалог шел в режиме партнерства, в котором, как нам представляется, должен быть отформатирован диалог государства и гражданского общества.
Российская ассоциация политической науки - это классический пример института гражданского общества. Это независимая автономная организация с длительной историей - ей почти 60 лет. Ассоциация - это более 1000 членов из более, чем 50 регионов страны. Она объединяет представителей разных профессий: преподавателей, исследователей политконсультантов, политтехнологов, экспертов, журналистов, представителей аппарата политических партий и аппарата государственного управления. Но все же сегмент преподавателей является наиболее многочисленным.
Дискуссия проводилась по двум направлениям. Первое - обсуждение разнообразных аспектов современного политического процесса в России. Второе - обсуждение преподавания и исследований в области политической науки.
Что касается первого направления, то внимание приковывали такие темы, как изменение порядка формирования Госдумы, возвращение к смешанной системе, снижение проходного барьера, снижение порога необходимой для регистрации численности политических партий, изменения порядка легитимации глав регионов.
Очень значимым сюжетом было изменение партийной системы в связи со значительным возрастанием числа политических партий. На сегодняшний день зарегистрировано 62 политические партии, из них 37 уже имеют право на осенних выборах выдвигать своих представителей в органы власти.
Россия располагает обширным опытом функционирования многопартийной системы в 90-х годах. Мы помним, что на выборах в Государственную Думу 1995 избирательный бюллетень включал 43 участника - партий и партийных блоков. Поэтому обсуждался вопрос - не повторим ли мы те недостатки многопартийной системы, с которыми столкнулись в 90-е годы? Например, партии-однодневки. Либо откровенно искусственные партии - типа партии любителей пива.
В этой связи обсуждалась возможность создания партийных блоков. Одна из обсуждавшихся идей предполагает, что барьер для партийных блоков должен быть несколько выше, чем для отдельных партий. Речь также шла о конкуренции партий, о взаимоотношениях "Единой России" с другими партиями, о возможности, целесообразности и перспективах диалога государства с системной и внесистемной оппозицией.
Еще одним значимым направлением было обсуждение выборности губернаторов. Какой должна быть процедура их выборов, целесообразен ли муниципальный фильтр? Каким может быть сотрудничество парламентских партий с системной и внесистемной оппозицией. Обсуждался широкий спектр вопросов связанных с политической реформой.
Значительное и естественное внимание было уделено региональным сюжетам, поскольку политологи представляли порядка 15 городов Центрального федерального округа, а также ряд субъектов двух округов.
Второе направление работы конференции было связано с исследованиями и преподаванием политологии. В настоящее время разрабатывается реформа системы подготовки кадров высшей квалификации.
Много об этом говорили с Вячеславом Володиным, который занимает весьма конструктивную позицию, которая близка позициям представителей российской политической науки. В частности, речь шла о том, что существующая сегодня система нуждается в очищении от системных дисфункций. Однако это не означает, что систему в целом нужно тотально разрушать. Скорей речь идет о том, что система дала сбой, нуждается в очищении, но не в уничтожении.
В частности, речь не должна идти об отмене кандидатских и докторских степеней, речь вряд ли целесообразна отмена утверждения научных степеней ВАКом. Но при этом ВАК не должен быть департаментом Министерства образования, а должен иметь независимый статус.
Речь шла о целесообразности преподавания политологии на английским языке. Пример МГИМО уникален - (преподается 53 языка), в этом вузе расширение практики преподавания на английском оправдано вследствие его аффилиации с МИДом. Но насколько это необходимо в региональном вузе? Это перспективное направление, но это вопрос меры качества и темпов реализации.
Был затронут вопрос об эффективности РАН. Аудитория была едина в том, что потребность в повышении эффективности работы академических институтов существует, однако РАН не исчерпала свой потенциал и вряд ли обосновано ее упразднение.