В ходе визита российского премьера Дмитрия Медведева в Гавану было подписано соглашение об урегулировании задолженности Кубы по советским кредитам в размере более 30 миллиардов долларов. Предполагается, что часть долга будет списана, а остаток реструктурирован. Мы обратились к главному редактору журнала "Россия в глобальной политике" Федору Лукьянову разъяснить цели данного шага.
Списание долгов — это безусловно политический акт. Происходило это в постсоветское время не раз, поскольку система отношений, в рамках которой давали деньги бывшим или остающимся социалистическим странам, исчезла. Когда существовали прежние отношения, совершенно по другому представлялись способы выплаты этих долгов, они были во многом политически мотивированы.
Но система изменись, и оказалось, что многие государства, если рассуждать в привычных рыночных категориях, выплатить это просто не могут. Встал вопрос либо пытаться с них что-то получить без особых шансов, но идя на очень серьезные политические конфликты, либо находить способы списания долгов в обмен на какие-то более длительные экономические интересы. Интересы в основном экономические, потому что о политических на той же Кубе сейчас можно говорить очень условно.
Много было споров по поводу списания долгов Ираку, Сирии, потому что многие говорили, что эти страны более чем платежеспособны и вполне могли бы выплатить долги. Но иногда сложные схемы оказываются более реальными, как ни странно. В случае с Кубой одним из условий является то, что Куба будет приобретать российские самолеты, гражданские и транспортные. В перспективе, чтобы ни происходило на Кубе, понятно, что там ситуация может измениться через какое-то время, но если кубинский авиапарк будет полностью оснащен российскими самолетами со всем вытекающими последствиями — сервис, запчасти и т. д., то это способно закрепить рынок хотя бы на какое-то время. Сегодня Куба может выбирать, там есть самолеты производства США, западных стран, существует эмбарго. Например, Бразилия как очень крупный авиапроизводитель, вполне могла бы составить конкуренцию России. Так что такого рода прощение долга — это попытка создать задел на будущее.
Вообще, есть краткосрочные цели и долгосрочные. Если мы хотим какого-то постоянного присутствия и влияния, то просто требовать от всех деньги неправильно. Например, США, прежде чем они создали себе очень прочные политические и экономические позиции в мире, в Европе, в Азии, в Латинской Америке, они довольно много вложили. Чтобы стричь купоны, сначала надо вкладывать. Советский Союз так и действовал, правда, там была еще очень сильная идеологическая составляющая, которая нас и подвела в итоге.
Россия, к сожалению, после всех случившихся у нас перемен очень долго руководствовалась исключительно меркантильным подходом, что в краткосрочной перспективе может быть выгодно, а в долгосрочной как правило себя не оправдывает.