Директор Центра мониторинга законодательства и правоприменительной практики РСПП Ирина Котелевская в интервью "Правде.Ру" прокомментировала реакцию Общественной палаты на закон об НКО.
Вызвавший широкий общественный резонанс законопроект предусматривает наделение российских НКО, которые занимаются политической деятельностью и имеют зарубежные источники финансирования, статусом НКО, выполняющей функции иностранного агента. Они будут внесены в специальный реестр, и для них будет действовать иной правовой режим, предусматривающий, в частности, особую отчетность и особые проверки.
"Заключение ОП РФ очень взвешенное и к тому же хорошо юридически написанное, — считает Ирина Котелевская. — То есть, аргументы правовые учтены в полной мере.
Но, что касается самого закона, я отношусь к попытке его принять спокойно и не разделяю истерики, которая присутствует в общественном сознании. На мой взгляд, абсолютно нормально когда государство ограничивает участие иностранных представителей государства в политической жизни. У нас есть Конституция, и я как юрист и специалист по Конституционному праву хочу сказать, что конституционные права в политической сфере у нас очень четко структурированы и закреплены. И то, что государство в этой сфере позволяет себе регулирование учинять — это нормально".
По мнению директора Центра мониторинга законодательства и правоприменительной практики РСПП, относится к подобного рода инициативам нужно спокойно. "В некоторых сферах наше общество несло потери, когда чужой опыт и чужие советы бездумно выслушивала. Мне приходилось работать в государственных органах в 90-х годах, и часто это было следованием взахлеб", — отмечает Котелевская.
Впрочем, по ее мнению, в законопроекте все же есть некоторые опасности. "Потому что общие формулировки могут поставить под угрозу отнесение гуманитарных организаций к участникам политической деятельности, — считает эксперт. — Этого допускать не надо. Нужно четко провести здесь границу. Для организаций, действующих в гуманитарной и правозащитной сфере необходимо все подобные риски снять обязательно. Должна быть полная четкость и определенность, кто подпадает под эти требования, а кто нет".
"Я, например, работаю в РСПП — мы не политическая общественная организация, — отмечает Ирина Котелевская. — Мы отражаем интересы очень большого класса российского населения, имеющего отношение к бизнесу, к производству, к работодательской функции. И, естественно, наша организация существует, чтобы продвигать интересы этой социальной группы такого рода интересы. Причем у нас в составе есть представители и иностранных компаний, которые согласно российскому законодательству имеют равные права с другими участниками хозяйственного оборота". "И никакого испуга РСПП на этот счет ни испытывает", — заключила эксперт.