Глава совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов сообщил в пятницу, что с 1 июля на сайте совета будут представлены на обсуждение общественности кандидаты в члены СПЧ.
"Вчера в администрации президента состоялось совещание, которое предложило новый вариант этой работы. Решение было такое, что мы должны спросить общество, раз это совет по развитию гражданского общества. Принято решение, что с 1 июля на сайте Совета будет развернут сбор кандидатур в состав Совета на эти 13 мест", - сказал Федотов. Напомним, ранее совет по правам человека покинули 13 экспертов.
К ним может присоединиться и глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. Которая, узнав о новом порядке выдвижения кандидатов в члены совета. заявила, что напишет заявление об уходе."Предлагают сделать так, чтобы не члены Совета предлагали кандидатов, а различные общественные организации. Если будет предлагать общество пчеловодов, общество садоводов, филателистов или нумизматов, то это люди, скорее всего, в Совете бесполезные. Но у нас есть, например, общественные организации ветеранов органов безопасности. Какие права вместе с ними я буду защищать? Зачем я буду там сидеть и числиться членом президентского Совета?" - цитирует Алексееву агентство "Интерфакс".
По просьбе "Правды.Ру" комментирует ситуацию член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председатель комитета Госдумы РФ по международным делам Алексей Пушков:
- Думаю, что расширение механизма формирования совета - решение правильное. Я понимаю озабоченность Людмилы Алексеевой, что если в совет будут предлагать своих представителей общества пчеловодов, садоводов, филателистов или нумизматов, это было бы бессмысленно - в силу того, что это организации, не имеющие прямого отношения к защите прав человека.
Читайте также: Ареопаг по правам человека
Но мы же понимаем, что она доводит аргументацию до абсурда. И нумизматы, и филателисты сидеть в совете по правам человека при президенте не будут. И мы понимаем также, что до сих пор формирование совета было монополизировано чисто политическими правозащитными структурами. Во всяком случае, я член совета с 2005 года, я вам могу совершенно определенно сказать, что в совете практически не было людей, которые занимались бы социальными правами (а они далеко не самые последние), правами экономическими.
Было очень ограниченное число людей, которые представляли бы, скажем, государственническое крыло российской общественности - а оно есть. Совет был явно перекошен в сторону либерального направления в российском общественном мнении, в российской политике. И получался парадокс. Либеральное направление, судя по результатамопросов общественного мнения, по результатам выборов не собирает более 10 процентов поддержки среди российских избирателей, а по некоторым данным и меньше еще. И вместе с тем, оно фактически монополизировало состав совета.
И когда, например, там принимались нашумевшие предложения по десталинизации - а на самом деле по тому, чтобы открыть дверь для массовых претензий к Российской Федерации, чтобы она несла ответственность за преступления сталинского времени - я выступал практически единственный в совете против принятия этой программы.А когда развернулась общественная дискуссия по этому поводу, то нам показалось, что критическое отношение к этой программе в российском обществе превалирует.
Если Людмила Алексеева хочет в связи с этим выйти из состава совета, я думаю, что это ее полное право. Но я не думаю, что она права, подвергая сомнению сам принцип формирования совета с учетом мнения существующих общественных и политических организаций, которые имеют право выдвигать своих кандидатов в области защиты прав личности. Права личности гораздо более многомерны, чем это считают многие нынешние члены совета. Автоматическая поддержка, например, сомнительных парадов у стен Кремля, при том что в нашей либеральной общественности это считается правильным, в российском общественном мнении эти парады считаются неправильными. Считается что меньшинство, пусть даже и агрессивное, не должно навязывать своего мнения большинству.
Мне представляется, что вот этот перекос должен быть устранен. И новый порядок формирования совета позволит устранить этот перекос, сохранить в совете представителей либеральных взглядов. Они обязательно должны быть и должны быть правозащитники, занимающиеся политической правозащитной деятельностью, судебной реформой, экологией. Но весь совет не должен состоять только из людей, которые придерживаются политической правозащитной ориентации.
Должны появиться люди, которые будут представлять интересы различных социальных слоев населения. Которые будут заниматься социальными, экономическим правами, правом на получение адекватного образования, например, что у нас вообще не рассматривалось и т. д. Поэтому я считаю, что расширение состава совета пойдет ему на пользу.
Глава совета (Михаил Федотов - прим.) одновременно является советником президента РФ. И в этом качестве он является составной частью администрации президента. Таков у него статус. И как я понимаю, он сам принимал участие в этом совещании, он является частью администрации президента. У администрации президента есть руководство, есть люди с мнением которых необходимо считаться по этому вопросу. И если в результате дискуссии было принято такое решение, то я полагаю, что от кого бы оно ни исходило, важно, чтобы оно было правильным по сути.