Депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» Александр Сидякин внес в Госдумы новую редакцию законопроекта о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ, согласно которым максимальный размер штрафа за нарушения при проведении уличных акций - митингов, шествий, для организаторов и участников увеличивается до 1,5 миллиона рублей. Первое чтение поправок назначено в Госдуме на 18 мая. Прокомментировать эту инициативу наше издание попросило первого заместителя председателя Совета федерации Александра Торшина.
Александ Торшин: «Эта инициатива родилась не на ровном месте, у нас есть опыт проведения митингов и шествий как Единой России, так и оппозиции системной и внесистемной, у нас богатый материал для того, чтобы сделать кое-какие выводы.
На что я обратил бы внимание. Что повышается максимальный уровень ответственности. А минимальный так и остается как был. Поэтому суд уже непосредственно будет решать, кто чего заслужил по результатам того или иного митинга.
Митинг митингу рознь. Если зимний митинг на Болотной площади прошел так, что потом вся оппозиция в голос хвалила полицию, то 6 мая были инциденты, и были очень серьезные. Люди те же, полиция та же, почему же такой результат-то разный? Значит надо иметь какие-то механизмы воздействия на правонарушителей.
Насколько мне известно, за рубежом санкции за аналогичные правонарушения гораздо более жесткие. Мы все видим, как поступают на митингах в случае провокаций в отношении полиции. Очень жестко. Гораздо более жестко, чем у нас. И поэтому
Почему я считаю такие меры оправданными? Никто там не собирается кого-то подавлять, или нарушать какие-то демократические права. Я считаю, что самая лучшая демократия - это демократия безопасная. Что же видим мы? Идет заявка - придет 5 тысяч человек. Хорошо. Согласовали, подписали... Местные власти, в данном случае власти Москвы, сразу понимают, что на 5 тысяч человек нужно определенное количество полицейских, пожарных, муниципальных служащих, Скорой помощи. А потом выясняется, что на митинге 20 тысяч. И что? Какая безопасность при массовом скоплении народа? История многих стран показывает, что это очень опасно.
Для того, чтобы обеспечить безопасность волеизъявления, необходимо заранее понимать, к чему готовится. Поэтому штрафные санкции, которые обсуждаются - кстати, они будут применяться не только к организаторам, но и к тем, кто воспрепятствует митингам, тем, кто принуждает к участию в митингах, там содержатся очень интересные нормы чисто демократического характера, - так вот их соблюдение позволит людям на улицах, в ходе уличных шествий и митингов, гарантированных конституцией, высказать свое мнение.
Эти санкции рассчитаны на организаторов митинга, но никак не на тех, кто встраивается в эти колонны и начинает решать какие-то свои задачи. Там уже и другая ответственность, и другое законодательство.
Я бы, единственное, пошел бы немного дальше. Из опыта последних столкновений, я сделал бы как в Польше - категорически запретил бы появляться на митингах людям в масках. Пришел в маске - сразу в кутузку. Сразу задержан, и смотреть - кто ты есть на самом деле, почему ты прячешь лицо. Если кто-то говорит, что они таким образом защищаются от газов и так далее - в порядке справки скажу: за всю новейшую историю Российской Федерации, начиная с 1989 года, ни разу не применялись ни слезоточивые газы, ни водометы.
И все эти оппозиционные сказки, что полиция применяла газы - это бред сивой кобылы. Хотя бы потому, что когда полиция применяет газы, она надевает средства защиты - противогазы. Вы видели хоть одного полицейского в противогазе 6 мая? Значит тот, кто это говорит - лжец. Причем лжец злонамеренный, паскудный, мелкий.
И потом, человек, который такое заявляет, жизни, видимо, не нюхавший. Я не могу вам предложить попробовать на себе, что такое газ «Черемуха», о котором он говорил, не дай Бог, конечно... Я-то знаю, что это такое. Это не только слезы. Это выход из строя дня на 4. И язык там опухает так, что вряд ли получится делать глупые заявления и молоть им без умолку.
Думаю, в поправках все нормально. Я бы только призвал все силы - системные, внесистемные, своих соратников по «Единой России», активно включиться в обсуждение этого закона. Между первым и вторым чтением максимально учесть весь накопленный опыт. Который отнюдь не только московский. Посмотрите, как у нас в стране проходят акции, и сделайте так, чтобы волеизъявление людей, уличное шествие или демонстрация, были максимально безопасны».