Скандал, начавшийся с "панк-молебна" группы Pussy Riot в храме Христа спасителя, через обвинения православной церкви в отходе от христианских традиций прощения и милосердия, дошел до откровенной атаки на Предстоятеля церкви Патриарха Кирилла. В этой связи политологи вспомнили и провокационные письма к Патриарху от лица Бориса Березовского, опубликованные два месяца назад.
Рассказать о том, какие ощущения складываются от разворачивающихся на наших глазах кампании, корреспондент "Правды.Ру" попросил президента редакции газеты "Известия", член Общественной палаты РФ Владимира Мамонтова.
Владимир Мамонтов:
- Действительно, это информационная кампания против православной церкви. Здесь есть несколько слоев, и надо просто выделять некоторые вещи в отдельное производство, как принято говорить у юристов. Есть такая отдельная тема - раз уже идет информационная война, то, мне кажется, Патриарха нужно было лучше защищать и быстрее это делать. Например то, что касается этой истории с квартирой. От этой истории, как мне кажется, нужно было просто сразу дистанцироваться. Сказать правду, как оно все было. То, что, собственно, и сделано сейчас, но с опозданием. Когда скандал уже раскручен, и приходится "Правде.Ру" и правде в широком смысле слова пробиваться через нагороженный частокол сомнений, глупостей, зловредных утверждений, прямых провокаций и всего остального. Ну конечно, правда постепенно сначала просочится, затем проделает ходы, а потом и победит. Желательно, при нашей жизни.
Что же касается всей этой истории в целом, то безусловно, и это абсолютно ясно для меня, ситуация тесно связана с общим положением на политическом поле в стране. Мне кажется, что сейчас достаточно ясно проявились некоторые тенденции, которые всегда были в России, и в последнее время были, мы читали периодически разные суждения о будущем России, и разные люди высказывали разные точки зрения о том, куда нам двигаться и как двигаться. Наконец, мы стали свидетелями достаточно напряженной истории с президентскими выборами. И я думаю, что эта история с наездом, есть такое современное слово - "наезд", так вот именно с наездом на православную церковь, связана в значительной степени с попыткой дискредитировать и ослабить то направление в политической жизни страны, которое связано с суверенитетом России, с самобытностью страны. С попыткой сохранить в достаточно сложной внешнеполитической ситуации Россию как политического игрока, а народ России - как самостоятельную геополитическую, цивилизационную единицу. А здесь православная церковь, безусловно, играет стержневую роль.
Наверное, даже Святейшего Патриарха Кирилла можно критиковать, и найти за что. Но только всегда нужно смотреть, кто это делает, с какой целью и что за этим стоит. Понимаете, пусть будет эта группа, пусть как угодно называется, пусть выступает даже на площади - может кого-то соберет. Но когда я знаю, что в составе этой "волшебной" группы во-первых, все те же люди, которые сначала бузили в Химкинском лесу, потом на тех или иных площадях... И все это из одного котла вываливается, хорошим или плохим режиссером ставится, просчитывается произведенный эффект... Если это и бунт, если это и riot, то он абсолютно технологичный, сначала он созревает в голове политтехнолога, а потом выплескивается - добро бы на площади, у меня, может быть, и претензий бы было поменьше. Но ведь в храм все-таки.
Поэтому когда понимаешь, что сначала их подготовили, они подготовились, прессу позвали, причем - соответствующую прессу, которая прибежала немедля, кинулась снимать, показывать, писать... А потом они еще и радостно ощущают себя едва ли не жертвой режима, репрессий невероятных... Это парадоксальная вещь! Скоро у нас эти мерзкие девки, которых мне искренне жаль, потому, что они храм, безусловно, оскверняют, но они в первую очередь себя оскверняют, и уже давно осквернили - и очень сильно, вот эти мерзкие девки у нас скоро в некоторых незрелых умах едва ли не сравняются с сакральной жертвой. Может быть этого они и хотят?
И когда я понимаю, что все эти разговоры о христианском милосердии - это просто цинично выстроенная информационная политика, и все это "милосердие" находится строго в рамках информационной войны, мне такого "милосердия" не надо. Не хочу я такого "милосердия". "Милосердие", которое исходит из политтехнологической задачи я готов приравнять к гораздо менее благозвучным вещам".