Оппозиционный митинг на Новом Арбате в Москве собрал значительно меньшее число протестующих, нежели акции "За честные выборы" в декабре и феврале прошлого и текущего годов. По просьбе "Правды.Ру" о причинах, по которым наблюдается спад протестной активности, порассуждал политолог, заместитель директора Центра политической конъюнктуры Алексей Зудин:
- Я уже говорил неоднократно, что у оппозиции есть два сценария. Первый содержит в себе несколько трендов, это постепенное сокращение массовой базы, радикализация, ориентация на конфронтацию с правоохранительными органами и политическое вырождение. То есть первый сценарий возвращает оппозиционную волну, возникшую по итогам декабрьских выборов в Госдуму в то состояние, в котором пребывала внесистемная оппозиция до думских выборов. Второй сценарий предполагает, что оппозиция постарается воспользоваться реформой политической системы, которая в настоящее время разворачивается, сделает ставку на партийное строительство и на участие в выборах.
Скорее всего, как это чаще всего бывает, реалистический сценарий будет смешанный. Весь вопрос в пропорциях. И мне представляется, что в этом сценарии больше будет от первого варианта. Потому, что, несмотря на громкие заявления, оппозиция не выдвинула, или почти не выдвинула, свежие политические фигуры. Там на авансцене находится довольно противоречивая кампания старых несистемных оппозиционеров с очень большим стажем, и эти люди - они плохо принимались "декабрьскими протестантами" с самого начала. Есть небольшая группа относительно свежих в политике лиц - это Парфенов, Быков, Акунин, - которые себя изначально позиционировали как гражданские активисты и воспринимались в качестве таковых - первоначально они хорошу чувствовали настроения новых "протестантов". Но проблема в том, что выйдя на политическую сцену, им пришлось определяться. И определились они очень своеобразным способом - выдвинули лозунг "За честные выборы, против Путина". Все знали, что это лозунг честных выборов - но против ведущего кандидата.
Читайте также: Леонид Поляков: Митинг демонстрирует инерционный характер протеста
Таким образом, они очень быстро из гражданской оппозиции, которая давала им максимально широкую базу, трансформировались в одну из разновидностей оппозиции политической. Теперь это просто одна из несистемных сил. Им очень не хочется признавать себя силой политической, им очень не хочется признавать себя политической оппозицией, им гораздо комфортнее оставаться в нише гражданской оппозиции, но чем дальше, тем больше они эту нишу теряют.
При этом постепенная утрата ниши гражданского протеста объективно сильно сокращает тот общий знаменатель, который удерживал вместе все разнородные протестные группы. Таким образом, движение оказывается перед перспективой внутренней фрагментации.
У движения есть и неполитиесккая перспектива. Поскольку она выстраивается в другой плоскости, она будет сопутствовать двум рассмотренным выше сценариям. Протестное движение, я имею в виду его ядро, возникло не на пустом месте. Оно возникло на основе новой городской субкультуры, субкультуры, которая во многом противопоставляет себя остальной России. До декабря она жила в определенной изоляции, и при этом была по самым различным показателям очень враждебна по отношению ко всему тому, что свойственно большой стране. Неполитический сценарий подразумевает возвращение большей части протестующих снова в лоно этой субкультуры, которая вновь замкнется сама в себе.