Член Общественной палаты РФ, директор Фонда исследований проблем демократии, Максим Григорьев в интервью "Правде.Ру" рассказал о том, как ведется наблюдение за президентскими выборами в РФ, какие нарушения фиксируются и как реагируют общественные наблюдатели в случае "возникновения вопросов" по разным участкам.
- Во-первых, вся информация, которой мы располагаем, она абсолютно открыта для всех желающих: работает колл-центр наших общественных наблюдателей и вся видеофикация о них располагается на сайте ОП. Ежеминутно обновляются данные. Все что происходит доступно всем желающим.
Из того что происходит на данный момент, можно сказать, что есть определенные вопросы с установкой видеокамер, не везде они поставлены так, чтобы обеспечивать полное поле зрения. Есть претензии наблюдателей по этому поводу. Т.е. видны и ящики для голосования, и видны большая часть столов, но не везде полностью это все видно. Раз.
Есть вопрос с недопуском тех или иных представителей СМИ на избирательные участки. Но как правило он решается обращением в вышестоящую избирательную комиссию, и участковая избирательная комиссия тогда устраняет это нарушение и допускают.
То исследование, тот мониторинг, который мы ведем мы обязательно (от общественных наблюдателей, от сайта ОП) обязательно передают трубку наблюдателям от других депутатов. Фиксируется ФИО и мы ясно понимаем, кто передает информацию.
Вот конкретный пример того, как это происходит. Зачитаю вам: время 12.03, участок №1052, г. Рязань, наш общественный наблюдатель Виноградова Жанна Владимировная говорит о том что к полудню проголосовало более четверти избирателей. На участке есть наблюдатели от ЛДПР, от Зюганова и от Путина. Передала трубку наблюдателю от ЛДПР некто Гафаров Вячеслав Билялович, который нам сообщил, что нарушений нет, голосование идет достаточно спокойно. Вот такие же примеры у нас по многим участкам.
В том случае, если где-то возникает вопрос, мы стараемся, во-первых, выводить эти участки на видеокамеры и наблюдать за тем, что происходит. А во-вторых, что касается Москвы, мы отправляем наши мобильные группы.
Например, возник вопрос по участку в Строгино. Если не ошибаюсь, № 2888. Мы на видеокамерах увидели скопление людей, то есть, видно что в какой-то момент очередь к бюллетеням просто выросла. Мы отправили туда нашего представителя, нашу мобильную группу. Видели на экранах как это происходит. И прямо на месте она выясняла, с чем связано такое увеличение активности. Туда приехали два автобуса с рабочими стройки. Которые проголосовали. Открепительные у них были в порядке. Тем не менее мы продолжаем изучать ситуацию и не поехали ли они куда-то еще. Но пока таких данных нет.