Во вторник ряд не симпатизирующих премьер-министру интернет-изданий распространили информацию о том, что по данным социологического опроса проекта "Открытое мнение", опросов в социальных сетях и по телефону Владимир Путин наберет в первом туре выборов 48 процентов голосов. Что означает — второй тур президентских выборов. Напомним, что и ВЦИОМ, и ФОМ прогнозируют уверенную победу Владимира Путина в первом туре с результатом 58,6-60 процентов голосов.
Директор Фонда исследований проблем демократии Максим Григорьев полагает, что и в случае с опросом, проведенным "Открытым мнением", и в том, что касается опросов, проводимых разными СМИ, о научном и объективном характере подобных исследований говорить не приходится. "Опросы в Интернете носят очень ограниченный характер в плане научности. С их помощью можно получить не точное описание какого-то процесса, а некую характеристику той аудитории, которая читает определенный интернет-ресурс, — уверен политолог. — Кроме того, сами интернет-опросы сильно скомпрометированы различными техническими методами, формами накруток, автоматизированными методами, и поэтому нет никакой гарантии, что те или иные силы не использовали эти возможности для воздействия на результат опроса".
Максим Григорьев, отмечая, что интернет-опросы носят большой элемент произвольности, при этом не исключает, что организаторы теми или иными способами могут воздействовать на полученные ответы. "Интернет-опросы, как источник получения количественной информации, конечно, социологи никогда практически не используют, тем более в электоральном смысле", — говорит эксперт.
Тоже самое касается и телефонных опросов, считает Григорьев. "С социологической точки зрения этот метод менее точный чем стандартный опрос на улице, а еще лучше так называемый поквартирный опрос. Именно поэтому те люди, которые работают в соцслужбах и используются в тех или иных электоральных процессах, как правило телефонный опрос никогда не используют как метод принципиально малоточный". "В опросе, о котором идет речь, там были вопросы по поводу явки, — поясняет политолог. — Люди, которые обычно не занимаются электоральными исследованиями или практической социологией, они не учитывают, что во время телефонного опроса, равно как и поквартирного, респонденты склонны завышать свое стремление прийти на выборы. Те же, кто постоянно занимаются исследованиями, они как правило вводят даже коэффициент превышения. Потому что классический процент ответивших, что они пойдут на выборы всегда больше чем процент тех кто в реальности приходит".
"Насколько я знаю, в опросе о котором идет речь, подобный коэффициент не был использован. В результате получилась аномально высокая явка порядка 80 и более процентов. Поэтому с методологической точки зрения подсчет количества процентов голосов исходя из такой явно завышенной активности электората не точен. Кроме того, насколько я знаю, полученные с помощью подобных опросов 48% желающих проголосовать за Путина, учитывая стандартную социологическую поправку, даже с этими данными Путин побеждает в первом туре. Даже с учетом такой неправильно методологии", — заключает Григорьев.
Также читайте: Минченко: методика опроса "Открытого мнения" сомнительна