В понедельник в "Независимой газете" была опубликована статья Владимир Путина "Россия. Национальный вопрос". Заведующий кафедрой общей политологии ГУ-ВШЭ Леонид Поляков в интервью "Правде.Ру" прокомментировал предвыборную публикацию премьера, в которой кандидат в президенты назвал приоритеты национальной политики.
— Важная и своевременная статья затрагивает, пожалуй, самый болевой вопрос нынешней ситуации в России. Причем это болевой вопрос не только в контексте президентской избирательной кампании, но и шире. Мне кажется, Путин достаточно ясно — и как кандидат в президенты, и как политик, и просто человек, гражданин России, расставляет в этом остром вопросе все точки над i. В целом, там очень правильный подходя, чтобы признать Россию полиэтничной цивилизацией с русским культурным ядром. Формула, которая там использована, действительно, отражает ту ситуацию, в которой мы сегодня живем, и с которой мы должны считаться.
Это двусторонняя ситуация: когда, с одной стороны, Россия — это страна многих народов, а с другой стороны, в этой стране есть одни народ, который дает этой стране имя и является образующим. Поэтому вот это соотношение русскости, русских и остальных народов мне кажется в статье интерпретировано очень продуктивно. В том смысле, что со ссылкой на нашу тысячелетнюю историю утверждается такой тезис, согласно которому наша страна является совместным государственностроительной работой очень многих народов и в этом приоритет русского народа несомненен. Но тем не менее, страна складывалась так, что она изначально построена как сообщество разных народов и разных религий. Вот этот национальный религиозный плюрализм, заложенный в основании российской цивилизации, — это данность, с которой все должны считаться.
В статье обозначены две крайности: западные традиции и западные способы решения национального вопроса. Путин упоминает американский путь, который называется "плавильный котел", когда эмигранты смешиваются в одну массу, что для нас не подходит, поскольку мы не являемся страной эмигрантов, а мы автохтонная цивилизация. И второй вариант — то же американский. Но от части распространенный и на Европу, это так называемый мультикультурализм, который фактически привел к тому, что вместо одной нации, вместо одного государства образуются моноэтические анклавы, в которых представители малых народов замыкаются и, таким образом, по сути дела, происходит разложение единого государства, единой нации на множество не связанных между собой групп. Ни один из этих путей для нас не подходит. Мы должны сохранять свою традицию межнационального мира и гражданского согласия.
Читайте также: Марков: Путин не боится обращаться к острым проблемам
На основе этих принципиальных идей Путин предлагает конкретные технологичные способы решение национального вопросы, снятие его остроты, которая безусловно наблюдается в сегодняшней России. В частности, он предлагает институциональные меры. Во-первых, создание особого органа даже больше чем министерства по делам народов или национальной политики, а как некий коллегиальный орган, который работал бы напрямую с президентом и в то же время входил в состав правительства, то есть, речь идет о том, что должен появиться новый институт, который будет не столько бюрократической структурой традиционной, сколько неким органом, включающим в себя возможности коммуникаций и органов власти, и общественности.
Далее, это внимательное отношение к сюжетам, связанным с такими наиболее резонансными случаями проявления межнациональной розни, как Сагра, Кондопога или митинг на Манежной площади. Мне кажется что подход Путина к таким событиям тоже совершенно оправдан и строится на том, что во-первых, во всех этих случаях необходимо обеспечить равенство всех перед законом, независимо от происхождения этнического, религиозного и так далее и повысить ответственность соответствующих властей, в юрисдикции которых находится данный случай с тем, чтобы не было таких возмутительных решений, которые привели к митингу на манежной площади.
Во-вторых, постановка вопроса о том, чтобы внутренняя миграция тоже была каким-то образом отрегулирована, потому что столкновения довольно больших иноэтничных сообществ с местным населением, когда традиции, образ жизни и поведение и все остальное явно входит в конфликт с образом жизни, который ведут местные люди, вызывает раздражение, неприятие и конфликты. Так что в этом направлении Путин тоже предлагает думать.
И предлагается регуляция внутренней регистрации, что наверное тоже можно тоже рассматривать как оправданную меру для того, чтобы начать всерьез регулировать эти конфликтные ситуации.
И последний момент. Мне кажется Путин ставит правильно вопрос о том, что проект евразийской интеграции на постсоветском пространстве должен одновременно учитывать и вот эту цель — то есть, снизить миграционные потоки. Потому что сейчас в основном в Россию устремляются люди из бедных республик, из бывших республик Советского Союза, где нет возможности нормально жить, найти хорошую работу. Если интеграционный евразийский проект заработает, если удастся начать выравнивать уровни экономического развития его членов, то в этом случае и острота вопроса с миграцией в Россию тоже начнет потихонечку сниматься.
В статье в самой сути обсуждается национальный вопрос в России. И в тоже время это статья профессионального управленца, очень опытного политика и действительно человека, который хорошо сознает, что будущему президенту необходимо этот вопрос решать и он знает, как его решить.