Смертность снижается, а грипп наступает

Фото: АР

В России снизилась смертность. По данным Росстата, опубликованным 2 февраля, в 2015 году умерли 1,91 млн человек, а в 2016-м — 1,89 млн.

А вот с гриппом и ОРЗ ситуация странная — от них умерло более тысячи человек, пишет РБК. Сама по себе цифра невелика, но рост смертности от этих заболеваний фантастический — в 2,3 раза. В 2015 году от гриппа и ОРЗ умерли 477 человек, а в 2016 году — 1079 человек. Особенно странно, что рост смертности совпал с самой массовой в истории программой вакцинации от гриппа осенью 2016 года. На закупку вакцин государство потратило более 4 млрд рублей — на 20% больше, чем было выделено на вакцинацию в 2015 году (3,4 млрд руб.).

В Минздраве считают, что некорректно сравнивать результаты за год и по ним судить об эффективности прививочной кампании, потому что гриппом болеют с конца осени одного года до весны следующего. К тому же рост расходов на противогриппозную вакцинацию был не случаен: в начале 2016 года в 74 регионах России вспыхнула тяжелая эпидемия гриппа штамма А(H1N1). Именно этим штаммом вируса была вызвана эпидемия "испанки" в 20-х годах ХХ века, унесшая миллионы жизней в Европе и России.

Однако взрывной рост смертности от гриппа в 2016 году вызывает обеспокоенность специалистов, которые задаются вопросом о причинах: неверный состав вакцин, многократное завышение в отчетах числа реально привитых людей (вакцины не использовали, а просто выбросили), снижение эффективности прививок по неизвестным причинам? В любом случае, распространенное мнение о бесполезности, а то и вредности, привогриппозных прививок получило дополнительные аргументы.

Большое достижение прошлого года — снижение смертности от туберкулеза, предупреждения об эпидемии которого регулярно появлялись в последние годы в СМИ. Смертность от этой болезни снизилась в 2016 году почти на 16% по сравнению с предыдущим годом: с 13,1 тыс. до 11,1 тыс. человек. Меньше, согласно Росстату, стали умирать от болезней органов дыхания, пищеварения, системы кровообращения, от новообразований и от внешних причин.

Зато вырос показатель смертности от "некоторых инфекционных и паразитарных болезней": с 18,8 тыс. человек в 2015 году до 21,3 тыс. человек в 2016. Президент "Лиги пациентов" Александр Саверский обращает внимание на рост смертности от "прочих болезней": в 2015 году умерли по этой причине 318 тыс. человек, в 2016 — 340,3 тыс. По словам Саверского, в эту статью Минздрав может списывать все летальные случаи от болезней, по которым ведомству необходимо улучшать статистику.

Хотя в целом показатель смертности за прошлый год улучшился, по действующему плану Минздрава он должен был снизиться значительнее. Согласно программе "Развитие здравоохранения" 2014 года смертность в 2016 году должна была составить 12,3 случая на 1 тыс. человек, а она составила 12,9 случаев.

В министерстве, не мудрствуя лукаво, учли реальные цифры смертности и повысили целевой прогноз на 2020 год в новой редакции программы "Развитие здравоохранения", который размещен сейчас на сайте раскрытия правовой информации regulation. gov.ru. Директор фонда мониторинга медицинских услуг "Здоровье" Эдуард Гаврилов прокомментировал РБК решение министерства: "Легче снизить планку, чем объяснить населению, почему она не достигается".