Больную девочку использовали для пиара оппозиции

К сожалению, некоторые издания в своем неизлечимом желании пообильнее полить грязью надоевшую им российскую действительность не гнушаются, увы, даже нарушением элементарных правил журналистской этики, включающих обязательный "фактчекинг" (проверку фактов). Конечно, это дело каждой конкретной редакции и ее заботы о собственном добром имени и профессиональном долге. Но некоторым нашим коллегам стоит напоминать о базовых принципах журналистики, особенно когда передергивания фактов и безосновательные обобщения касаются самого важного, что может быть - детей. Особенно - больных детей. 

Так, например, размещенная на сайте одного из оппозиционных изданий статья "Новая система финансирования здравоохранения лишила десятки тысяч инвалидов права на реабилитацию" от 16 апреля 2015 года, судя по данным Департамента здравоохранения Москвы, искажает многие факты. И, увы, это сделано отнюдь не из соображений заботы о десятках тысяч больных детей.Описанная в материале ситуация, связанная с обеспечением обезболивающими препаратами несовершеннолетней девочки из Дагестана, не соответствует действительности. Наверное, даже и не удивительно, что редакция сайта даже не обращалась за комментарием в Росздравнадзор, на горячую линию которого поступила информация о нарушении прав больной. И, конечно же, журналистов никак не заинтересовал тот "малозначимый" факт, что специалисты Росздравнадзора решили проблему ребенка буквально в течение суток. Подумаешь, проблема решена! Что тут сенсационного!

Да действительно ничего. Проблемы так и надо решать - быстро и адресно.Подтверждает качество материала даже искажение названий упоминаемых ведомств: Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения авторы называют... Роспотребнадзором (цитата: "На горячей линии Роспотребнадзора помогли собрать заявку, направили ее в департамент здравоохранения"). Казалось бы, это дело совести и репутации "журналистского коллектива", однако в данном случае дело коснулось конкретных людей и их борьбы за жизнь. Борьбы тяжелейшей. И этим людям совсем нет дела до политических игрищ.

Решив разобраться в ситуации, мы обратились к информации об оказании медицинской помощи пациентке Аминат Х. на сайт Департамента здравоохранения Москвы.Пациентка Аминат Х. (17 лет), постоянно проживающая в республике Дагестан, находилась на обследовании в РОНЦ им.Н.Н. Блохина с 25.02.2015 г. по 06.03.2015 г. Была выписана под наблюдение онколога и для проведения лечения (в том числе полихимиотерапии с паллиативной целью) по месту жительства. Планировалось контрольное обследование по завершению специального лечения.В пятницу - 10.04.2015 года девочка в сопровождении матери прибыла в Москву. В субботу - 11.04.2015, в связи с выраженным болевым синдромом, мать пациентки обратилась в Фонд помощи хосписам "Вера".

В период с 10.04.2015 по 16.04.2015 к пациентке по месту ее пребывания осуществлено шесть выездов бригад "скорой" помощи для оказания медицинской помощи, в том числе и обезболивания.Для госпитализации ребенка в профильный стационар дежурным врачом ГБУЗ "ДГП № 15", к которому в дальнейшем прикрепили для медицинского обслуживания пациентку, выдано направление на госпитализацию. 13.04.2015 бригадой скорой помощи пациентка госпитализирована в отделение клинической онкологии Морозовской больницы для проведения комплексной терапии.

Учитывая взаимодействие матери пациентки с фондом "Вера", заведующая отделением клинической онкологии обсудила с координатором фонда дальнейшую тактику паллиативной обезболивающей терапии.Несмотря на необходимость стационарного лечения для стабилизации состояния ребенка и убеждения лечащих врачей, 14.04.2015 мать пациентки Аминат Х. приняла решение об отключении ребенка от инфузии и покинула отделение без подготовленного выписного эпикриза и без письменного отказа от дальнейшей терапии в условиях стационара.

Центр детской гематологии и онкологии ГБУЗ "Морозовская ДГКБ ДЗМ" имеет неограниченные возможности лечения наркотическими анальгетиками. Для оформления инъекции препарата необходимо лишь несколько минут, но при госпитализации пациентки медицинских показаний к данному виду обезболивания не было. Кроме того, учитывая дыхательную недостаточность, имелся риск осложнений при такого рода обезболивании.Информация о том, что пациентка находится дома, поступила в Департамент здравоохранения города Москвы от педиатров детской поликлиники №15 и Морозовской больницы 15 апреля.

В целях организации проведения обезболивающей терапии Департамент здравоохранения города Москвы поручил руководителям медицинских организаций (ДГП № 15, ГП № 6, НПЦ медицинской помощи детям с пороками черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями центральной нервной системы), ГКУ «Дирекция по координации деятельности медицинских организаций ДЗМ» обеспечить ребенка всем необходимым, в том числе для проведения обезболивающей терапии.От неоднократного предложения госпитализации в отделение паллиативной помощи с целью проведения обезболивающей терапии и ухода, мать ребёнка отказалась. Направленной на дом выездной паллиативной бригадой принято решение проводить обезболивание наркотическими препаратами в домашних условиях.

По желанию матери, она была доставлена медицинским автотранспортом в аптеку, где ей 15 апреля вечером был отпущен препарат Морфин для проведения обезболивающей терапии в достаточном количестве. В период с 21-00 до 23-50 сотрудниками выездной службы паллиативного центра пациентке оказана медицинская помощь в полном объёме.16.04.2015 к пациенту была вновь направлена бригада врачей в составе заместителя заведующего Московского центра паллиативной помощи детям и врача педиатра.

На 16.04.2015 ГБУЗ "ДГП №15 ДЗМ" пациентка обеспечена всеми рекомендованными препаратами в полном объеме, с дальнейшим обеспечением введения морфина на дому выездной бригадой Московского научного центра паллиативной помощи детям при НПЦ медицинской помощи детям с пороками черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями центральной нервной системы.Все лечебные мероприятия проводились сотрудниками ДЗМ, несмотря на отсутствие необходимых документов ОМС, которые параллельно оперативно оформлялись при взаимодействии с медицинскими работниками республики Дагестан.

Безусловно, необходимо уважать конституционное право на свободу печати и слова. И право писать все то, что СМИ считают нужным - и что идет в гармонии с их совестью и интеллектом и не противоречит законодательству. Вот только никому не стоит забывать о первейших правилах журналистики. Первое и главное правило  кодекса журналиста - "Не навреди". Второе - будь честен и аккуратен по отношению к фактам.