Из яда черной мамбы сделали мощное обезболивающее

Специалистам из Института молекулярной и клеточной фармакологии (Вальбонн, Франция) удалось выделить из яда черной мамбы (Dendroaspis polylepis) - самой ядовитой змеи Африки - два белка, по своему анальгезирующему действию равных морфину, но без присущих опиоидам побочных эффектов. Речь идет, прежде всего, о развитии привыкания, зависимости и проблемах с дыханием, пишет MedPortal.ru.

В эксперименте на мышах выяснилось, что при введении мамбалгинов (так назвали обнаруженные белки) мыши выдерживали болевое воздействие в два раза дольше. Таким же эффектом обезболивания обладает морфин. Как сообщает ВитаПортал, после пятидневных инъекций мамбалгина у мышей развилось привыкание к препарату, однако оно было значительно слабее, чем у опиоидов.

Читайте также: Ядовитые ящерицы излечат от обжорства

Яд мамбы отличается от опиоидов по механизму действия. Если, к примеру, морфин воздействует на опиоидные рецепторы, то мамбальгины подавляют работу белков, образующих кислоточувствительные ионные каналы (ASIC). Про эти каналы известно, что они играют главную роль в формировании болевого сигнала, но точный механизм их работы до сих пор плохо изучен.

Интересно, что яд мамбы при введении его непосредственно в мозг или спинномозговую жидкость влияет на иные типы ASIC, чем тогда, когда его вводят, например, в лапу, отмечает Компьюлента. То есть потенциально мамбальгины могут, с одной стороны, стать основой для анальгетиков самого широкого спектра действия, а с другой - помочь в расшифровке нейрофизиологических механизмов боли.

На сегодня есть только один анальгетик, основанный на яде животного, - зиконитид, базирующийся на яде морского моллюска из семейства Конусов.

Когда появится аптечный препарат? Большой вопрос. Однако уже известно, что по крайней мере in vitro мамбальгины могут подавлять активность человеческих кислоточувствительных ионных каналов. За последние 10-15 лет, по словам ученых, было выпущено слишком мало новых болеутоляющих, что во многом объясняет повышенный интерес к мамбе и прочим ядовитым тварям, которые могут стать потенциальными источниками новых лекарств.