Восемь лет назад на киноэкраны вышла картина, потрясшая мир. "Страсти Христовы" Мэла Гибсона с безжалостным правдоподобием показали муки и страдания Сына Божьего. Кончался фильм сценой Воскресения. А теперь, по всей видимости, зрителей ждет продолжение "Страстей…" — кино о 40 днях от Пасхи до Вознесения Иисуса Христа. Что из этого выйдет?
Как известно, любой успешный фильм рано или поздно ждет продолжение. Зрители с охотой идут смотреть новые истории про любимых героев… но зачастую разочаровываются. Довольные успехом первой серии, продюсеры и режиссеры не слишком-то вкладываются в последующие. Авось и так прокатит — вот негласный девиз практически всех сиквелов. Удачные "вторые" и "третьи" части киноэпопей — скорее исключение, чем правило. А зрителям остается давиться унылым сюжетом, утешаясь лицезрением на экране любимых лиц.
Ждет ли такая судьба один из самых ярких фильмов эпохи нулевых — "Страсти Христовы" Мэла Гибсона? Выйдя на экраны в 2004 году, картина произвела настоящий фурор. Зрители увидели ожившими самые драматичные страницы Евангелия — последние 12 часов жизни Христа, от Гефсиманского сада до Воскресения. Грубый натурализм сцен издевательств, истязаний, бичевания и распятия Спасителя заставлял многих хвататься за сердце и носовой платок. Некоторые в прямом смысле этого слова умирали во время просмотра, не выдерживая ужаса, творившегося на экране.
Завершался фильм светлой картиной Воскресения Христова; казалось бы, это — логическая точка. Но продюсер Дэвид Вуд считает иначе. Он готовится снять продолжение нашумевшего кино, рассказав о 40 днях, которые прошли от Воскресения до Вознесения Христа. Примечательно, что бюджет фильма составит скромнейшие по американским меркам 40 миллионов долларов, которые будут, что называется, собраны с миру по нитке. Вуд собирается просить деньги не только у инвесторов, но и у обычных христиан. По его словам, каждый может стать "духовным продюсером" нового кино, пожертвовав 25 долларов и прорекламировав фильм в социальных сетях.
Замысел Дэвида Вуда вызывает несколько вопросов. "Страсти Христовы" получились чрезвычайно зрелищной, насыщенной картиной, потому что снимались по самым ярким и самым волнующим эпизодам Евангелия. Но что же осталось на долю Вуда? Что мы знаем о 40 днях, в течение которых воскресший Иисус являлся ученикам? Следует признать — материала здесь будет значительно меньше.
Самые яркие эпизоды по воскресении Христовом — это явление Марии Магдалине, которая поначалу не узнала Иисуса, встреча с двумя учениками в Эммаусе, разговор с неверящим Фомой и предложением "вложить персты" в раны Господа, ну и само Вознесение, конечно.
Надо сказать, что евангелисты-синоптики, то есть, Матфей, Марк и Лука посвятили воскресшему Христу всего лишь несколько стихов в своих Евангелиях. У каждого из этих трех авторов события после Воскресения описаны в последней главе, и описаны, следует отметить, довольно скупо.
Красноречивее всех оказался евангелист Иоанн — именно он рассказывает в подробностях, как узнали апостолы о воскресении Христа, как Иисус явился Марии Магдалине и апостолу Фоме. Описывает Иоанн и трогательную сцену встречи с Христом у Галилейского озера, когда апостолы из лодки увидели Его, стоящего у берега, и Петр прыгнул в воду, чтобы поскорее доплыть до воскресшего Учителя.
Но, пожалуй, о самом интересном евангелисты хором умалчивают. О чем говорил воскресший Иисус с учениками? Какие тайны раскрывал им? Евангелие скупо сообщает, что Он толковал им Писание, но как именно, не уточняет.
Перед Дэвидом Вудом встанет чрезвычайно сложная задача: снять картину о самых таинственных днях земного бытия Христа, не привнеся отсебятины. Гибсону, что и говорить, было проще — события от Гефсиманского сада до Воскресения Евангелия расписывают детальнейше — кто куда пошел, кто что сказал, из чего что следует. А вот 40 дней до Вознесения описываются куда более отрывисто и с куда меньшими подробностями.
Встает вопрос: что вложит Вуд в уста персонажей евангельской истории? Ведь слов (напомним, что в "Страстях Христовых" звучал "мертвый" арамейский язык, и голосового перевода не было — шел подстрочник) Христом и особенно апостолами было сказано не так уж много. Куда меньше, чем нужно для полнометражного фильма.
Пока неизвестно, когда выйдет продолжение "Страстей…", как неизвестно и то, примет ли в съемках участие сам Мэл Гибсон (в первом фильме "засветились" его руки, когда крупным планом снимали сцену забивания гвоздей в запястья и ноги Христа). У режиссера назревает другой проект, тоже, кстати сказать, на библейскую тематику. Поэтому очень может быть, что мы получим новые "Страсти…" без Гибсона.
Выиграет фильм от этого? Проиграет? Удастся ли Вуду столь же дотошно бережно обойтись с евангельским текстом, как это сделал Гибсон, не привнеся туда своего "авторского" видения, а доверившись описаниям евангелистов? Ведь его задачей станет сделать фильм-дымку, фильм-тайну, фильм-туман, в отличие от чересчур натуралистичного творения Гибсона.
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"