Действующий президент Российской Федерации Владимир Путин внезапно предложил японской стороне до конца текущего года подписать мирный договор между двумя странами. Ранее "Правда.Ру" писала об этом. Новость стала неожиданностью для обеих сторон.
Так, средства массовой информации делятся мнением о том, что, если японский министр Синдзо Абэ пойдет навстречу российскому правительству и согласится на подписание мирного договора, то попадет в настоящую немилость на родине. В Японии его просто-напросто не поймут. Но если же Синдзо Абэ откажет, то и без того прохладные отношения между двумя странами могут ухудшиться еще сильнее. Отказ будет означать, что ни в каких партнерских, взаимовыгодных отношениях, а, тем более, в дружбе, Япония не заинтересована — Токио интересуют лишь острова.
На вопросы "Правды.Ру" по поводу того, возможно ли сегодня подписание мирного договора между Россией и Японией, отвечал Виталий Швыдко, руководитель группы японских исследований ИМЭМО РАН.
— Путин предложил Синдзо Абэ подписать мирный договор между Россией и Японией безо всяких предварительных условий до конца 2018 года. Согласится ли Япония, как Вы считаете?
— Этот вопрос пока остается непонятным. Еще даже неизвестно, есть ли согласие японского правительства на отсутствие предварительных условий. Дело в том, что главным условием с японской стороны была фиксация линий прохождения границы. Если они этого не добьются, то это будет означать сдачу их позиций. Если данное условие со стороны Японии сохранится, то никакого договора не будет.
— Есть ли какие-либо компромиссы на который могли бы пойти Москва и Токио?
— Этот компромисс искали несколько десятилетий, а найти не могли. За последнее время также не было никаких признаков того, что есть какое-то решение. Скорей всего, либо это пропагандистский ход, либо это какие-то вещи с японской стороны, в чем я тоже сомневаюсь.Вопрос границ обойти невозможно. Россия готова была пойти на это без предварительных условий, без фиксации линий прохождения границы. Но на это не шла японская сторона.
— Этот вопрос прорабатывался. Ведь были же комиссии, которые пытались решить вопросы границ…
— Быть-то они были, да вот только ни к чему не привели. Вроде как поднимался вопрос об особом правовом статусе для Курильских островов — чтобы, например, там могли работать японские бизнесмены. Но и тут никакого прогресса. И миссия есть, и переговоры есть, а результата нет. Наша сторона настаивает на том, что правовой статус должен определяется исключительно российским правом.
— То есть Синдзо Абэ, когда первый говорил о необходимости мирного договора, сделал это большей частью для внутреннего пользования?
— Думаю, да. Он такую политику ведет с самого начала своего пребывания на посту премьер-министра. У него неизменная позиция, что я, мол, один, собственными усилиями вопрос этот решу. Но время идет, и как мы можем видеть, одних намерений здесь мало.
Фото: kremlin. ru
Читайте также: