Государственный секретарь США Рекс Тиллерсон на этой неделе отправляется в Европу с дипломатической миссией, укреплять "трансатлантическое единство". Миссия выполнима?
В Европе не верят "слабому" Тиллерсону
Европейцы не очень верят в его полномочия, поскольку анонимные источники из Белого дома говорят о том, что глава Госдепартамента может быть заменен в течение нескольких недель, пишет газета Euractiv. Тем не менее Тиллерсон во вторник разъяснил, о чем "собирается говорить с союзниками из НАТО".
"Мы должны плечом к плечу противостоять врагам, которые угрожают нашей безопасности и противостоят нашему образу жизни", сказал госсекретарь. Среди этих врагов он назвал Россию, которую "путем неустанного давления санкциями нужно заставить восстановить статус-кво на восточной Украине".
" Любая резолюция о войне (на Украине), которая не влечет за собой полностью независимую, суверенную, территориально целую Украину, неприемлема, — заявил Тиллерсон. — Наше трансатлантическое единство предназначено для того, чтобы донести до российского правительства, что мы не потерпим этого грубого нарушения международных норм".
Euractiv напоминает читателю: чтобы это предупреждение было воспринято в Европе как правдоподобное, Тиллерсона должны считать представителем всего правительства и президента США, "который не проявил энтузиазма в отношении санкций против России".
Трансатлантическое братство существует?
Как сказал "Правде.Ру" Александр Бедрицкий, директор Таврического информационно-аналитического центра, действительно, трансатлантическое единство в ближайшей перспективе для стран Запада является главным приоритетом.
"Как только в противоречие с ним входят совместные проекты с Россией, то приоритет отдается трансатлантическим проектам", — сказал эксперт. Он уверен, что Европа поддержит новые санкции США, и "если даже будут отдельные голоса против, то с ними очень быстро разберутся внутри".
Однако есть и другие точки зрения. Немецкий журналист Борис Райтшустер в интервью "Голосу Америки" сказал, что в Германии произошла "полная шредеризация политических элит": из семи прошедших в Бундестаг партий пять "настроены более или менее пропутински".
"Многие считают, что я так резко критикую Путина, что уже перебарщиваю, и думают, что это уже алармизм какой-то. Они считают, что с Путиным еще можно как-то договориться, а вот Дональд Трамп и прочее — это куда опаснее", — заметил Райтшустер.
Все российские "олигархи" — совладельцы какой-нибудь австрийской или французской компании, сказала "Голосу Америки" эксперт группы противодействия трансграничной коррупции Гражданского форума "ЕС — Россия" Анастасия Кириленко. Они встроены в европейский бизнес, и будет трудно применять против них санкции. Российский нефтегазовый бизнес сильно связан с Европой: развиваются новые проекты "Северный поток-2" в Германии, а французская компания Total вкладывает миллиарды евро в проект на Ямале.
"Они добивались этого почти 10 лет, и никакие санкции им не мешают. Поэтому, скорее всего, в США санкции примут, в Европе выразят озабоченность и глобально ничего не изменится. Ведь даже предыдущие санкции находили способы обходить", — резюмировала Кириленко.