Встреча президентов США и России Дональда Трампа и Владимира Путина на саммите АТЭС во Вьетнаме не состоится. Почему это хорошая новость, "Правде.Ру" рассказал заместитель декана факультета мировой экономики и политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев.
— Надо ли делать какие-то далеко идущие выводы из того факта, что встреча двух президентов может либо вовсе не состояться, либо пройти "на ногах"? Ведь она и так больше выглядела формальностью…
— Здесь необходимо учитывать политическую ситуацию в США: и позиции Трампа, который оказался заблокирован решением Конгресса на российском направлении, и закон против России. Даже если бы случилось удивительное — Россия отдала Крым или сдала оружие — все равно санкции теперь не отменят, настолько там все заблокировано.
Понятно, что Трамп более-менее стабилизировал рейтинг внутри страны, попал в тренд. Но на внешней линии он — карлик, не сравнимый не то, что с Никсоном или Рейганом, но даже с Джорджем Бушем-младшим. Ему было необходимо продемонстрировать, что он может принимать решения. Инициатива встретиться с Путиным исходила именно от Трампа. Он планировал в рамках встречи с Путиным решить вопросы по Северной Корее и Сирии. Но он не может ничего решить.
Еще когда готовилась встреча Путина и Трампа в Гамбурге, я говорил, что нам она не нужна. По традиции у нас принято вести диалоги. А какой может быть диалог с американцами? Диалог подразумевает равноправные отношения. Его нет, они не выполняют договоренностей. Американцы ставят вопрос однозначно: Крым отдать, сдаться украинцам. Поэтому и нет равноправных диалогов.
— На повестке стояли весьма важные для мира вопросы…
— Путин, когда выступал в Сочи, озвучил соглашение, которое американская сторона не выполняла. Это — договор 1971 года о противоракетной обороне. То есть, договариваться не о чем. У нас сейчас нет соглашений, которые мы поддерживаем. У нас есть смутное соглашение о зонах деэскалации в Сирии. У нас нет диалогового процесса, нет площадок. У нас даже экспертные группы работают очень плохо. Единственное, что есть — контактная группа с министром иностранных дел России и госсекретарем США.
— Не выглядела ли ситуация так, будто в Москве больше были заинтересованы во встрече?
— Это была не наша инициатива встречаться на саммите АТЭС, а инициатива Трампа. И мы прекрасно понимали, что Трамп больше заинтересован. Чем мы можем помочь Америке в отношении Северной Кореи? Это их кризис. Мы предлагали остановить постоянные учения в районе Кореи, но американцев это не устраивает.
Поэтому то, что встреча не состоится, хорошо. Все, что с нашей стороны можно было сделать, сделано. Уступок с нашей стороны ждать бесполезно. У нас был товарищ Горбачев, который был готов уступить все, но мы этот этап прошли.
Трамп давно не является вершителем судеб мира, это прекрасно понятно. Поэтому, на мой взгляд, действительно, пора вести диалог, а не устраивать шоу в стиле Голливуда.
Беседовала Лада КОРОТУН