Министерство финансов России предлагает родственникам и друзьям нарушителей оплачивать их штрафы. Соответствующий законопроект опубликован на едином портале нормативно-правовой информации.
"Проект закона предлагает внести изменения, которые направлены на возможность оплаты штрафов, назначенных судами в качестве наказания, уплаты штрафов, определяемых Налоговым кодексом, уплаты пеней, недоимок и денежных возмещений за лица, привлеченные к уголовной ответственности, третьим лицам", — отмечается в пояснительной записке к документу.
Сообщается, что реализация положений данного проекта закона позволит существенно упростить процедуру уплаты подобных недоимок и штрафов за лица, привлеченные к уголовной ответственности, а также будет способствовать сокращению объемов дебиторской задолженности по налоговым и неналоговым доходам в бюджеты. Как следствие, это должно повлечь за собой своевременное поступление доходов в части штрафов в бюджет.
Отметим, накануне Совет Федерации вслед за Государственной думой одобрил повышение порога задолженности при выезде за границу: теперь он составляет до 30 тысяч рублей. Ранее в этом месяце в Думе предложили лишать автомобилистов водительских прав за ту же предельную задолженность — 30 тысяч рублей вместо прежних 10 тысяч.
Тенденция к расширению инструментов повышения налоговых и неналоговых сборов в бюджет сегодня становится очевидной. Вопрос лишь в том, насколько заметно вырастут показатели собираемости в случае одобрения данного проекта законодателями? Об этом "Правда.Ру" решила узнать у российского политического деятеля и известного адвоката Дмитрия Аграновского.
— Минфин РФ предлагает дать возможность оплачивать штрафы за нарушителя его друзьям и родственникам. Соответствующий проект закона размещен на портале проектов нормативных правовых актов. Сейчас это невозможно? Зачем, по вашему мнению, нужно, чтобы это было юридически оформлено? Что мешает это сделать без закона? Это будет принудительно?
— Видимо, может быть и так, что на практике вместо непосредственного нарушителя будут фактически привлекать к ответственности членов его семьи, родственников или каких-то друзей. Но главное-то в том, что наказание — это не налог, не товар в магазине.
Наказание, кроме всего прочего, должно иметь воспитательный эффект, а если за человека платит кто-то другой, какой же это воспитательный эффект? Потому я считаю, что это неправильный подход.
С точки зрения наполнения бюджета он может быть и правильный: когда человек не может заплатить, привлекаются заинтересованные и ответственные лица, но на мой взгляд эффект наказания становится, естественно, меньше. А ведь все-таки цель наказания не в наполнении бюджета — это предупреждение подобных правонарушений в будущем. Поэтому да, и без всякого закона ничего не мешает отцу дать сыну денег в долг или просто так, чтобы он заплатил штраф. А платить за человека штраф — это прямо по Ильфу и Петрову: помните, зицпредседатель Фунт брал, насколько я помню, восемьдесят рублей на свободе и сто двадцать рублей в тюрьме. Инициатива в том же духе.
Наказание должно быть адресным, оно должно назначаться и исполняться именно виновным лицом, это и есть принципиальное отличие наказаний от тех же налогов.
— Одно дело родственники, совсем другое — друзья. Как предлагается обязывать к выплатам третьи лица?
— Боюсь, что на практике никто в такие сложные вопросы вдаваться не полезет, это невыполнимо. Будут налагать аресты на имущество родственников должников. Просто я сталкивался неоднократно, когда закону придавали так называемое расширительное толкование: поди потом разберись.
Беседовала Татьяна ТРАКТИНА