Кабинет министров усовершенствует механизмы защиты прав участников долевого строительства, которых в народе привыкли называть дольщиками. На официальном сайте российского правительства уже опубликованы поправки к проекту закона о совершенствовании механизма защиты прав данной категории граждан.
Документ предлагает внесение изменений в Жилищный кодекс, которые направлены на повышение эффективности лицензионного контроля. В частности, предполагается, что в случае неоднократного нарушения лицензиатами установленных требований в течение года в отношении многоквартирного дома органы государственного жилнадзора будут принимать решение об исключении данных о таком доме из реестра лицензий того или иного субъекта Федерации. В будущем правительство установит полный перечень грубых нарушений лицензионных требований.
Кроме всего прочего, документом предусмотрена возможность создания публично-правовой компании, которая получит название "Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства. ППК будет создана на базе компенсационного фонда защиты участников долевого строительства. Сообщается, что прозрачность деятельности Фонда должны будут обеспечить в том числе парламент и Счетная палата.
Стоит также напомнить, что в начале этого месяца в Минстрое внесли предложение компенсировать дольщикам стоимость 100 квадратных метров жилой недвижимости в случае банкротства застройщика.
Стоят ли попытки исполнительной власти всех упомянутых "телодвижений"? Действительно ли уровень защиты прав дольщиков в России на сегодняшний день претерпевает изменений в лучшую сторону?
"Правда.Ру" обратилась за комментарием к Олегу Нилову, члену комитета Государственной думы по транспорту и строительству.
— Насколько эффективно на сегодняшний день государство защищает права участников долевого строительства жилья?
— Конечно, сейчас предлагается много разных идей, а также юридических и технических поправок. Посмотрим, что Дума выдаст на гора. Главное, чтобы гора не родила мышь: прежде всего должна прекратиться практика ухода от ответственности. Возьмем всех этих полонских и иже с ними, когда многомиллиардные махинации и мошенничество заканчиваются легким испугом. Ради сверхприбыли, ради 300 процентов будут находится такие остапы бендеры. И главный вопрос на данный момент: а что же нужно делать с тем, чтобы оставшиеся у разбитого корыта дольщики не маялись годами в хождениях по мукам, а все-таки получили свое жилье, пусть и не в обещанные сроки?
И вот здесь предложение высказано: давайте создадим теперь уже окончательный государственный фонд, куда будем собирать денежки дольщиков. Вот первое, с чем я не очень согласен. Проще говоря, купающемуся сразу заявляют: ваше спасение будет организовано на ваши денежки. Заплатите, тогда мы вас будем спасать. Но это мне не нравится. Поэтому мое предложение, моя поправка, — о том, чтобы этот государственный фонд финансировался государством в первую очередь, а софинансировался застройщиками. Понятно, что застройщик возьмет эти деньги все равно у дольщика, а не из своего кармана или из своей прибыли.
Государственное участие с государственными миллиардами — вот важная, принципиальная вещь, потому что когда государство начнет компенсировать многомиллиардные потери. Если кто-то денежки украл — вот тогда совсем по-другому будут искать, будут привлекать и возвращать эти украденные деньги в казну. Иначе государству придется достраивать объекты на бюджетные средства.