Почему Татарстану важно быть выше других республик — Константин ЗАТУЛИН

Константин Затулин Фото: zatulin. ru

В Кремле не намерены продлевать договор между РФ и Татарстаном о разграничении полномочий, новый договор заключать также отказываются. Республиканские власти взамен этого просят уступки. Об этом сообщил "РБК" со ссылкой на собственные источники.

Договор между РФ и Татарстаном о разграничении полномочий носит чисто символический характер: его утвердили 24 июля 2007 сроком на 10 лет. Это означает, что 24 июля 2017 года заканчивается срок документа, однако спикер госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин отметил, что действие договора заканчивается 11 августа 2017 года, так как он вступил в силу именно в этот день.

Как рассказал источник, в Татарстане данная ситуация воспринимается довольно остро. Зная, что Кремль не готов продлевать договор, власти республики пытаются "выторговать преференции для себя". Помимо этого, добавил он, существует множество неурегулированных вопросов и проблем. В частности, республика Татарстан является единственной, руководитель которой именуется президентом. Также есть проблема непропорционального представительства лиц русской и татарской национальностей в республиканских органах власти.

"Мы выступаем с призывом продлить договор, чтобы не будоражить народ", — именно так прокомментировал эту ситуацию Фарид Мухаметшин.

Собеседник издания отметил, что "если договор будет продлен без объективных причин, то это может спровоцировать цепную реакцию и побудить другие регионы поднять вопрос о заключении подобного договора".

Почему договор, который, по сути, ничего не решает, вызывает такой горячий спор в политических кругах? Какие последствия могут иметь его пролонгация или отмена? "Правда.Ру" обратилась за комментарием к первому заместителю председателя комитета Государственной думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, директору Института стран СНГ Константину Затулину.

— Почему Татарстан так ратует за сохранение договора о разграничении полномочий, хотя документ, по сути, имеет лишь символическое значение?

— Именно потому что для действующих властей Татарстана символическое значение этого договора кажется важным. Он как бы выделяет Татарстан из перечня других субъектов, в том числе республик, тем самым подчеркивая исключительность Татарстана. Федеральную власть, которая не заинтересована подчеркивать чью-либо исключительность, понять, конечно, можно. Но можно понять, со своей стороны, и власть Татарстана, которая этого хотела бы. Более того, отец этого договора, как и всей республики, Минтимер Шаймиев остается действующим советником президента Татарстана и, безусловно, оказывает влияние на общественное мнение, тем более на правящую элиту политических кланов Татарстана. И в силу этого данный вопрос обсуждается. Но я не берусь предсказать окончательный исход. Мне неизвестно окончательное мнения президента Российской Федерации. Будет или не будет эта ситуация изменена на уровне президента РФ — пока вопрос.

— Может ли Казань рассчитывать на какие-либо преференции после прекращения действия договора о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном?

— Администрация Татарстана, как правило, очень успешно действует для того, чтобы добиваться льгот и преференций, и в этом смысле она, конечно, сугубо с политической точки зрения поступает правильно. Даже приведу пример с мусороперерабатывающими заводами: новейший проект, который осуществляется корпорацией "Ростех". К тем заводам, которые должны быть сооружены в Московской области, оказался прибавлен завод в Татарстане. Именно потому что администрация Татарстана очень быстро схватывает все то, что было бы выгодно для развития республики, пытается это реализовать у себя и, как правило, добивается поддержки на федеральном уровне.

— К 1998 году Кремль заключил подобные договоры с 46 регионами. На сегодняшний день действовал лишь документ между Россией и Татарстаном. Почему так долго сохранялось это исключение?

— Был период, когда нужно было каким-то образом положить предел сепаратистским тенденциям. Это был период перед второй Чеченской кампанией в обстановке необъявленной внутренней войны на Северном Кавказе, и, конечно, в этот момент федеральный центр предложил вот такую форму. Я помню, что эта форма активно пропагандировалась тогдашним вице-премьером Сергеем Шахраем. Именно он со стороны федерального правительства был сторонником принятия этих решений. Татарстан в 1993 году не голосовал за Конституцию России на референдуме, не проводил выборы в первую Государственную думу и не направил своих представителей в парламент — до тех пор, пока не был подписан договор между федеральным центром и Татарстаном.