С 1 июля российские регионы ждет индексация тарифов на коммунальные услуги. В среднем рост составит четыре процента. Однако этот показатель в разных субъектах будет отличаться. Рост определяется исходя из экономических расчетов, а также данных о платежеспособности жителей.
Сильнее всего тариф вырастет в Москве: на 7%, в Петербурге, Якутии и на Камчатке — на 6%. При этом в Московской области он увеличится на 4%, в Ленинградской — на 3,8%. Считается, что индекс формируется с учетом особенностей коммунальной сферы региона, а потому может отличаться по субъектам.
Как ранее сообщала "Правда.Ру", в Госдуму внесли законопроект, в котором предлагается убрать управляющие компании из цепочки оплаты коммунальных услуг. В этом случае собственники будут платить напрямую ресурсоснабжающим организациям за свет, тепло, воду и газ. Авторы инициативы объясняют свое предложение недобросовестностью некоторых УК. Бывают случаи, когда организации собирают деньги с жильцов, а потом тратят их на свои нужды или вовсе скрываются.
Что будет с ценами на коммунальные услуги, "Правда.Ру" спросила у Павла Качкаева, заместителя председателя комитета Государственной думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству.
— С 1 июля россиян ждет традиционный рост цен на коммунальные услуги. Однако, по факту, рост в регионах будет разным, и определяется он не столько экономическими расчетами, сколько платежеспособностью населения. Какие регионы почувствуют на себе изменения тарифов больше остальных и почему?
— Когда правительство устанавливает индекс изменения суммы совокупного платежа за коммунальные услуги, здесь учитываются многие факторы. Ведь кроме платежеспособности смотрят на инфляцию, на экономическую ситуацию в том или ином регионе, на том или ином предприятии. Поэтому говорить однозначно, что только социально-экономическое положение граждан влияет, нельзя.
Другое дело, что на сегодня, по крайней мере, на 2017-2018 годы, есть четкая установка председателя правительства: рост не выше инфляции. В прошлом году инфляция была 4,2, значит, сейчас в целом по стране будет 4. Другое дело, что в одном регионе может быть 6 процентов, в другом регионе — 2 процента. Вот здесь уже смотрят, какой тариф на стоимость кубометра воды, тепла, какая средняя заработная плата... Тарифная комиссия это все проверяет. Средний процент по регионам дают 3,5-4, а вот уже внутри каждого предприятия весь этот баланс исследуют внимательно. Важно, чтобы совокупность всех коммунальных платежей и рост были не более среднего показателя по региону.
— Насколько справедливы новые цены на услуги ЖКХ?
— У нас изменилось вот что: региону дано право, допустим, тариф на отдельные коммунальные услуги делать выше норматива, который установлен правительством, а на другую коммунальную услугу сделать ниже, но чтобы средний все равно был на уровне того, что устанавливает правительство. Например, у нас на сегодня отстают в большинстве регионов водоканалы, они в принципе у нас убыточные, и даже правительство выпускало постановление за счет гарантированной прибыли не ниже 5%. Тариф от этого считается. А в том же самом тепле и электроэнергии экономическая составляющая может быть положительной, и прибыль повыше. То есть этот тариф будет ниже, чем на водоканале. Вот суть вопроса.
У нас собираемость оплаты по ЖКХ последние три года не падает, она несколько повышается. На сегодня, насколько мне известно, есть данные по первому кварталу: она на уровне 95,3%. То есть неплохая собираемость.
С тех пор как ввели регулируемый индекс роста совокупного платежа, у нас платеж за последние три года был ниже уровня инфляции. Он, на мой взгляд, немножко нивелируется, и уменьшение совокупного дохода граждан оказывает, быть может, меньшую роль, чем рост других потребительских цен и всего остального. Поскольку стоимость коммунальных услуг жестко регулируется правительством, тут нет свободного рынка.