Инна НОВИКОВА: и помнит мир спасенный?..

Болгария начала готовиться к празднованию 140-летия освобождения от 500-летнего османского ига, которое будет отмечаться 3 марта 2018 года. Собственно говоря, подготовки еще особой не было. Но вот о высоких приглашенных гостях уже пришло время поговорить.

Президент Болгарии Румен Радев сообщил о намерении пригласить российского президента Владимира Путина на торжества, и эта идея вызвала нервную икоту у ряда политиков, резко выступающих против России.

Особенно обиделся главный болгарский русофоб и американолюб, бывший глава страны Росен Плевнелиев, которому весь его президентский срок не давала покоя российская авиация: он жаловался СМИ, что вынужден просыпаться почти каждую ночь из-за пролетов самолетов ВВС РФ в нейтральном пространстве неподалеку от мирной натовской Болгарии.

Срабатывали системы слежения ПВО НАТО, или что у них там, приходилось поднимать в воздух старенькие болгарские самолеты. По мнению Плевнелиева, это у русских была такая задумка — вынуждать изношенную болгарскую технику к ночным вылетам и таким образом выводить из ее строя еще больше. Тогда он еще не знал про вездесущих русских хакеров. Поэтому не успел обвинить Россию в проигрыше кандидата от своей партии Цецки Цачевой. А сам он даже не стал выдвигать собственную кандидатуру на президентских выборах 2016 года — ввиду полной бесперспективности мероприятия.

Так вот, о предстоящем юбилее. Участие Болгарии в обеих мировых войнах XX столетия было, мягко говоря, не совсем дружественным по отношению к России. Это очень мягко говоря. Поскольку Болгария обе войны была на стороне противника. Хотя я как-то прочитала версию болгарского историка о том, что болгарские солдаты никогда не стреляли в русских солдат.

В общем, болгары иногда не очень хорошо помнят события двадцатого века. Но что касается освобождения от турок — это они до сих пор помнят буквально каждую минуту. И про Россию помнят. Сан-стефанский мирный договор, подписанный 19 февраля (3 Марта) 1878 года и завершивший русско-турецкую войну 1877-1878 годов, принес освобождение Болгарии; кстати, он был заключён между Российской и Османской империями. Именно они решали судьбу балканской страны — и не только ее.

Как-то раз мы по незнанию местности заехали в центре болгарской столицы прямо на пешеходную зону, тут же были остановлены полицией. Но когда моя приятельница, она же и была за рулем, начала рассказывать полицейскому, что ее прапрадед погиб при обороне Шипки, мы тут же были торжественно отпущены и с почетом препровождены в разрешенную для вождения зону.

С другой стороны, в этом же 2009 году, в аэропорту Софии, молоденькая продавщица в ответ на мой вопрос, есть ли у них русско-болгарский разговорник, ответила: "Вы что, хотите, чтобы мы учили русский язык?".

Кстати, выучили как миленькие. И не потому даже, что 200 тысяч русских солдат полегло при освобождении Болгарии, а потому что 600 000 россиян стали владельцами болгарской недвижимости. Так что уж про что, про что, а про турецкое иго в Болгарии очень хорошо помнят. И нелюбовь к туркам у них в крови. Даже в комментариях по поводу любых турецких событий мои болгарские друзья регулярно пишут: не верьте туркам, никогда не имейте дело с турками. Такие вот соседи.

Мне как-то чуть не досталось в Бургасе от какого-то болгарского дедульки, с кулаками выскочившего на меня из подворотни из-за того, что я была одета в турецкого вида шаровары. Поэтому даже для Болгарии, где до победы Радева изо всех телевизионных и радиоточек шло очернение России, любое непочтение к роли России в освобождении Болгарии от турецкого ига — это смерть в глазах избирателей.

Мы в Болгарии отдыхаем с 2008 года, и постоянно мы слышим от людей, как они любят Россию, как они нам благодарны за свою независимость и как здорово было при Советском Союзе. И как тяжело им сейчас. И как им не нравится покупать немецкие помидоры, потому что из-за квот ЕС они не могут нормально выращивать на своей благословенной земле собственные овощи и фрукты. А маме моей на пляже один болгарин так вообще заявил, что они очень ждут, когда придет Путин и спасет Болгарию от ЕС. В общем, всё почти так же, как и 140 лет назад.