О проблеме подросткового суицида говорил президент России Владимир Путин. Он назвал "как минимум, преступниками" тех, кто продвигает в Интернете сайты, пропагандирующие самоубийство.
Теперь Госдума приняла в третьем окончательном чтении закон о введении уголовной ответственности с максимальным наказанием в виде лишения свободы на срок до шести лет за создание "групп смерти" в социальных сетях, склонение детей к суициду и вовлечение их в смертельно опасные игры.
Если организатор преступной деятельности добровольно ее прекратит и поможет раскрытию и пресечению подобных преступлений, то его могут освободить от уголовной ответственности.
"Правда.Ру" обратилась за комментарием к первому заместителю председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилии Гумеровой.
— Безусловно, любой закон регулирует те правоотношения, которые в обществе сегодня востребованы. И мы видим целый ряд трагедий, которые связаны с детскими жизнями. Кроме того, есть вакуум правового регулирования — в части, привлечения к ответственности за склонение детей к суициду. Как мне кажется, с некоторым опозданием, но хорошо, что закон этот принят. Безусловно, сейчас наша задача сделать так, чтобы закон стал работать.
Я часто бываю в регионах, где мы с родителями и с общественностью обсуждаем эту тему. Закон принят, но сейчас нужно провести целый ряд мероприятий по правовому просвещению — прежде всего, родителей. Я была сама первым уполномоченным по правам ребенка в республике Башкортостан, проводила круглый стол "Безопасность детей в Интернете". Его участникам — создателям интернет-контента, общественности, родителям, — я задавала один вопрос: поднимите руку те мамы и папы, кто хотя бы три минуты поговорил с ребенком, покупая компьютер, подключая его к Сети, — о том, что есть риски, что в Интернете могут склонять к чему-то, приглашать куда-то; о том, как правильно вести себя в этих случаях. В итоге поднялись всего две руки.
Буквально месяц назад, присутствуя на одной из пресс-конференций уже в Москве, я задала аналогичный вопрос. И только одна журналистка подняла руку, сказала, что педагог и знает, что об этом нужно говорить. Кроме того, что мы отточили законодательство в данной сфере, еще предстоит огромный пласт работы с родителями и педагогами.
— Какой следующий шаг?
— Сегодня мы с Министерством образования и науки России обсуждаем идеи, как вооружить наших педагогов знаниями в области защиты детей в Сети, как противостоять современным вызовам времени. И на первом этапе достаточно даже разработать самого высокого уровня 10-15 готовых лекций, памяток, которые педагоги бы могли, приходя в школу, прочитать родителям, а также детям.
Без этих знаний, как бы мы не оттачивали законодательство, каким бы суровым оно не было, условно говоря, будем сажать на 20-30 лет, но закон не заработает. Нужна соответствующая подготовка общества. И мне видится, что чуть ли не вторым по значимости оперативным шагом должно стать просвещение родителей.