Международная организация гражданской авиации (ИКАО) готова рассмотреть запрос Украины по небу над Крымом. Но она пока не получала запрос Украины по спору с Россией за небо над Крымом.
Рассмотрение такого рода запросов соответствует миссии ИКАО. Сможет ли организация закрыть небо Крыма для России?
Напомним, что ранее украинский вице-премьер Владимир Кистион заявил, что Украина готовит обращение в ИКАО. Дело в том, что Киев обвиняет Москву в нарушении конвенции о гражданской авиации в части контроля за крымским небом. Но конкретные факты никто не привел.
"Правда.Ру" обратилась за комментарием к заместителю начальника управления международного сотрудничества "Росавиации", начальнику отдела по работе с международными организациями, бывшему представителю РФ в ИКАО Игорю Лысенко.
— Украина стремится вернуть под свой контроль небо над Крымом. Добиться этого Киев планирует при поддержке Международной организации гражданской авиации ИКАО. Что означают подобные заявления Киева?
— В настоящее время в европейском северо-атлантическом бюро ИКАО идет работа по регулированию данного вопроса; но не о возвращении неба Украине, а просто об обслуживании воздушного пространства над Черным морем. ИКАО политическими вопросами не занимается. Она решает технические вопросы: кто лучше сможет обеспечить безопасность полетов в регионе. Вот сейчас идет такое перетягивание каната.
— Как в такой ситуации будет действовать ИKAO?
— Я не слышал никаких ответных реакций. Это зависит от украинцев. А со стороны ИКАО ни одного отзыва не было на это заявление Киева. Поэтому, я думаю, это очередной демарш украинцев. Надо им потрясти воздух чем-то.
— С момента вхождения Крыма в Состав Российской Федерации безопасность полетов над полуостровом обеспечивает Россия. Как ИКАО оценивает работу российских специалистов?
— Год назад прошла проверка ИКАО по безопасности полетов в России. Оценка была нормальная, все без проблем. Мы можем обеспечивать регион безопасным обслуживанием из Симферополя. Так что вряд ли Украина вообще сможет в этой ситуации что-то предпринять, я так думаю.
— Какую оценку Международная организация гражданской авиации дает действиям Киева по обеспечению безопасности полетов над территорией Украины?
— Украина должна была закрыть воздушное пространство, когда там шли военные и боевые действия. А они этого не сделали. Это самое основное, что государство должно сделать, чтобы защитить гражданские самолеты. Еще Виталий Чуркин в Совете безопасности ООН заявлял, что Украина не обеспечила безопасность своего воздушного пространства, и допустил он туда гражданские самолеты, когда там шли боевые действия. Но у Киева интерес только экономический. О безопасности тут уже речь не идет. За пролеты платят деньги, и Украина зарабатывала, естественно. Так же она стремится заработать и за полеты над Черным морем.
— Есть какие-то рычаги воздействия у ИКАО на страны, которые игнорируют ее рекомендации?
— Воздушное пространство — это суверенитет каждой страны. Украинцы могут вообще закрыть его, никого не пропускать, что они для нас и делают. Но они только в этом проигрывают и теряют в экономическом плане.
— ИКАО может как-то повлиять на эту ситуацию?
— Она может выдать рекомендации о безопасности полетов. И в случае каких-то вооруженных конфликтов в любом регионе мира в ИКАО принята система, когда совет срочно решает вопрос о возможных облетах этого региона. Если даже государство не принимает решения, то ИКАО рекомендует всем авиакомпаниям в этот регион не залетать.