В Китае нефтяники первыми в мире смогли добыть со дна Южно-Китайского моря "горючий лед" — гидрат природного газа. В Минприроды страны уже сравнили это со сланцевой революцией в США.
Эксперты говорят, что в ближайшем будущем методы использования энергии претерпят трансформацию. Размеры подводной скважины достигали 200 метров. Образцы "горючего льда" подняли с километровой глубины. За восемь дней удалось поднять 120 кубических метров "горючего льда". Подробнее об этом можно прочесть ЗДЕСЬ.
"Правда.Ру" обратилась за комментарием к директору Фонда энергетического развития Сергею Пикину.
— Китайцы впервые добыли с океанического дна в Южно-Китайском море "горючий лед". В России запасов этого вещества тоже много, но никто его не решился добывать из-за технологических и финансовых трудностей. Что это за трудности? Это прорыв или патриотические СМИ Китая приукрасили? Есть ли будущее за углеводородом?
— Для китайцев это действительно может быть прорывом, потому что они впервые добыли гидрат метана в Южно-Китайском море. Но первая экспериментальная добыча велась в Японии еще в марте 2013 года. Более того, например, в 1963 году на севере Советского Союза был обнаружен гидрат метана. Здесь ничего нового нет.
Весь вопрос заключается исключительно в технологии и себестоимости данной технологии. Гидрат метана находится при низкой температуре на большой глубине — километр и более; используемые технологии недостаточны. Методы должны претерпеть существенные изменения для того, чтобы стать более дешевыми.
Если сравнивать гидрат метана и сжиженный газ по себестоимости, очевидно, что сжиженный газ значительно дешевле. Но Япония — как пионер в этой сфере — достаточно давно ведет фундаментальные разработки. Они с помощью добычи гидрата метана планируют в будущем заменить поставки сжиженного газа как раз на собственную добычу. Но пока мы говорим исключительно о тестовой отработке технологий. Ни о какой добыче в ближайшие десять лет речи не идет.
— О промышленном масштабе речь пока тоже не идет?
— Главная проблема — это технологии. Добывать пока очень сложно. Технология гидроразрывов когда-то сделала возможной сланцевую революцию. Но пока до подобной технологии далековато. В Японии сейчас идет некая отработка. Теперь присоединился и Китай. Но о прорыве можно громко кричать, когда это будут не лабораторные эксперименты, а промышленная добыча.
— В Китае уже пытаются сравнить все это со сланцевой революцией в США…
— Какая революция? Та же самая добыча сланца и газа была известна еще сто лет назад. Если не ошибаюсь, еще наши ученые открыли это в царское время. Но подступили к этой истории только тогда, когда она стала реально дешевой. А это случилось только в прошлом десятилетии. Сейчас, естественно, прогресс идет значительно быстрее — сто лет не потребуется.
— А потребуется ли данный источник энергии, например, через 30 лет?
— Сейчас у нас ситуация, когда усиленно развивается альтернативная энергетика. Китай ее развивает самыми быстрыми темпами в мире, Япония активно включается, да и Европа. Многие страны мира ставят задачи уже в середине этого века вообще обойтись без углеводородов; минимизировать использование только для химических предприятий, для производства химической продукции, а для обогрева жилища использовать другие альтернативные источники.
Думаю, большой вопрос: надо ли нам через 30 лет вообще в это влезать? Запас природного газа достаточный; каждый год заводов по сжижению газа вводится в эксплуатацию все больше и больше. На самом деле наблюдается некий переизбыток сжиженного газа. От этого цена газа тоже падает. Все упирается в дорогую технологическую часть, которая требует еще совершенствования. И экономика здесь — как первоисточник.
— В России есть какие-то планы относительно этого вещества?
— Нет. А зачем? У нас традиционного газа, который добывает "Газпром", достаточно. Более того, если был бы спрос на наш газ со стороны европейских потребителей, где есть вся инфраструктура, то мы могли бы легко нарастить производство газа в 1,5 раза — без каких-то особых сложностей. У нас, наоборот, проблема в том, что нет такого спроса, который позволял бы увеличить добычу газа. Сейчас идет разработка месторождений для поставок газа в Китай — по восточному направлению, по "Силе Сибири"; это тоже традиционный газ. Подчеркну, что в России проблем с запасами газа нет.