Группа парламентариев подготовила законопроект, который подразумевает уголовную ответственность за нарушения на выборах. Максимальный срок наказания для нарушителей может составить пять лет заключения.
По словам одного из авторов законопроекта, главы комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрея Клишаса, документ подразумевает наказание за организацию так называемых каруселей, когда манипуляция с бюллетенями позволяет проголосовать несколько раз.
Действие закона не должно распространяться на случаи, когда член избирательной комиссии выдал бюллетень по ошибке и непредумышленно. Для этих случаев установлена лишь административная ответственность.
Кстати, видеонаблюдение на выборах президента РФ в 2018 году предполагают организовать не только на избирательных участках, но и в территориальных избирательных комиссиях, которых в России около трех тысяч, сообщила глава российского Центризбиркома Элла Памфилова.
"Правда.Ру" обратилась за комментарием к члену Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорю Борисову.
— В Совфеде предложили ввести уголовное наказание за манипуляции на выборах. Поможет ли это решить проблему? Остановит ли это пыл заинтересованных лиц? Достаточный ли срок наказания?
— Насколько я помню, подразумевается уголовное преследование не только за организацию, но и за участие. Эта норма актуальна и востребованна — с точки зрения более четкой организации избирательного процесса и исключения из процедур выборов каких-либо манипуляций. Более того, уверен, что норма будет иметь превентивный характер, так как она будет присутствовать в уголовном законодательстве. Люди, которым будут предлагать (за деньги — либо оказывая административное давление) попытаться подтасовать выборы путем вброса и организации "карусели", уже задумаются не один раз. Теперь они будут нести личную персональную ответственность. Думаю, это охладит пыл недобросовестных политических игроков — с точки зрения попыток обойти жесткие требования законодательства. Нужно основывать результаты выборов на волеизъявлении народа, а не на манипулировании.
Более того, позитивный характер инициативы не заставит себя ждать. Надеюсь, что сейчас политические игроки (речь идет и об организациях и партиях, причем на всех уровнях, прежде всего на местном), не будут искать пути отхода, а будут работать с населением, с избирателями, будут вести более открытую кампанию, а не надеяться на варианты отхода от четких правил.
— Есть мнение, что фальсификаций можно избежать, если просто на следующие выборы ставить в избирательные комиссии все партии в равных долях. Как оцените такое предложение? Насколько компетентно это мнение?
— Это уже проходили — и такая практика существует. Но речь о том, что, к сожалению, партии направляют в комиссии тех представителей, которые не готовы организовать процедуру. Они готовы представлять партию, но заниматься выборами не готовы. На Украине мы видели такие примеры, а также и на западных выборах, где попытались активно включать представителей в комиссии. Но по факту выборы организовывает администрация.
Сейчас на Украине их организовывали сотрудники администрации, не имея на то ни статуса ни полномочий. А западная демократия организовывает выборы через представителей МВД — например, таковы выборы во Франции. Все процедуры организует МВД, представители комиссии открывают-закрывают прозрачный ящичек для бюллетеней. А более сложные процедуры — оформление реестров, списков, принятие решений — это должны выполнять специалисты.
В теории это возможно, но на практике, к сожалению, нереализуемо. Этот абсолютизм нигде в мире не применяется. Представители комиссии присутствуют, но в качестве наблюдателей; в качестве совещательного голоса входят в состав комиссии. Тем не менее комиссия должна включать в себя профессионалов и опираться на профессионалов, чтобы максимально реализовать основную функцию: четко и качественно обеспечивать процесс выборов для избирателей.