В пятницу, 12 мая, правительство Черногории торжественно объявило: все 28 стран, которые входят в НАТО, ратифицировали протокол о присоединении этой бывшей югославской республики в Североатлантический альянс. "Ратифицирован протокол о вступлении в НАТО! Спасибо союзникам и партнерам!" — отмечается в сообщении правительства страны.
Как заявил премьер-министр Душко Маркович, "вступление в НАТО укрепит стабильность в регионе и принесет экономическую пользу Черногории и Балканам в целом".
Таким образом, вслед за Словенией и Хорватией Черногория стала третьей страной бывшей Югославии, вступившей в НАТО. Напомню, что Словения вступила в альянс в 2004 года, а Хорватия — в 2009. В штаб-квартире НАТО настроены оптимистично. Сейчас ведутся переговоры о принятии в альянс еще двух республик бывшей Югославии — Македонии и Республики Босния и Герцеговина. Если и эти две страны в ближайшие годы будут приняты в НАТО, то только Сербия может остаться за рамками альянса.
Такое развитие событий явно противоречит интересам национальной безопасности России, ибо вокруг России создается своего рода "балкано-адриатическое кольцо", и, по сути почти все страны бывшей Югославии, имеющие выход к Средиземному морю, будут членами НАТО, а все порты бывшей федерации окажутся в распоряжении альянса.
В Москве уверены: вступление Черногории в НАТО приведет к росту напряженности в Европе. Об этом, в частности, в феврале 2017 года во время своего выступления на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности заявил глава МИДа РФ Сергей Лавров. Однако его предостережение не было услышано ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне.
В роли главного лоббиста принятия Черногории в НАТО выступили США. Вашингтон без всяких доказательств обвинил Москву во вмешательстве в октябрьские выборы в Черногории. А республиканец Джон Маккейн даже утверждал, что "Кремль пытался совершить в Черногории переворот, чтобы помешать ее вступлению в НАТО".
В любом случае, расширение НАТО и включение Балкан в орбиту влияния Альянса вынуждает Россию рассматривать дополнительные меры по защите своих интересов. Так, США опасаются, что в ответ на включение Балкан в орбиту НАТО Россия может увеличить число крылатых ракет наземного базирования. Об этом, в частности, на заседании сенатского комитета по делам вооруженных сил заявил глава Стратегического командования (СТРАТКОМ) ВС США, генерал ВВС Джон Хайтен.