Герман КЛИМЕНКО – об указе против анонимности в Интернете

Президент России Владимир Путин подписал указ против анонимности в Сети и об урегулировании похожих на СМИ сервисов.

К 1 октября 2017 года чиновники должны разработать ряд мер, которые позволят государственным органам перейти на российские средства шифрования, а также создать систему защиты российской инфраструктуры от кибератак.

Отмечается, что в течение полугода правительству предстоит заниматься поддержкой традиционных СМИ и урегулированием похожих на них сервисов: новостные агрегаторы, социальные сети, интернет-телевидение, мессенджеры, а также сайты в Интернете.

Меры необходимы для "формирования в России информационного пространства, учитывающего потребности граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений".

Предлагается принять меры, исключающие анонимность пользователей Сети и их "безответственность и безнаказанность". Планируется создание специальной системы, гарантирующей "личную безопасность пользователей, конфиденциальность их информации".

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к директору и владельцу компании LiveInternet, советнику президента РФ по вопросам развития Интернета Герману Клименко.

— Президент России Владимир Путин подписал указ против анонимности Интернета и об урегулировании похожих на СМИ сервисов. Это следует из "Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы", опубликованной на сайте главы государства. Насколько важен этот документ? Как технически можно его выполнить?

Владимир Владимирович подписал указ по стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Можно ли говорить о том, что он подписал указ об анонимизации — мне кажется, это очень серьезное утверждение. Это же не стратегия — с нуля. И в предыдущей стратегии шла речь о безопасности населения. Наверное, журналист может так трактовать, но в юридическом смысле такого указа нет. В тексте указа о стратегии развития тоже нет. Я не видел указания о запрете анонимности. Речь идет об указе, о том, что необходимо обеспечить безопасность граждан, а путь и метод — на усмотрение правительства. Стратегия — это то, что правительство должно выполнить. Методы выполнения разные. Безопасность граждан обеспечивается очень многими вещами. Это проблема не только анонимности: есть вирусы, есть DoS -атаки…

Мне кажется, что Владимир Владимирович подписал указ о том, что в самой стратегии развития до 2030 года проблема безопасности граждан выходит на одно из первых мест. И нужно найти способы решения. Наверное, если единственным способом обеспечения безопасности наших граждан будет лишение анонимности, это надо делать. Насколько я понимаю, есть много разных способов и подходов. Есть и российский сегмент, который создан по указу президента в 2017 году. В конце года он будет действовать для чиновников. Есть много разных вариантов. Но говорить, что указ посвящен лишению анонимности, это неправильно. Там есть тема безопасности граждан, тема СМИ; во всем теле указа это занимает долю процента, касается цифровой сферы.

— Можно ли будет в полном объеме обеспечить эту безопасность? Тем более, что российским сегментом Интернета люди пользуются не только в России, а по всему миру. Это же глобальная Сеть. Насколько это выполнимо?

— Вы понимаете, мы все время находимся в "плоскости передергивания". На 100 процентов обеспечить безопасность действительно нельзя. Нельзя на 100 процентов запретить доступ к противоправному контенту — как нельзя победить наркоманию, проституцию, убийства. Но есть возможность свести эти явления к минимальному ущербу для общества. Одно дело, когда у вас 40 процентов "пиратов" в стране, другое — когда пять процентов. Это принципиальная разница.

В девяностых годах проститутки стояли на всей Тверской, и сейчас это где-то тоже есть; но граждане, которые ведут нормальный образ жизни, не должны с этим сталкиваться. Мне кажется, и здесь такая же история. Мы в Интернет переносим какие-то идеальные представления — мы взяли, закрыли, все победили. Конечно же, всегда останутся те, кто будет нарушать — вопрос в их процентном соотношении. И обеспечить нормальную безопасность — 100 процентов никто не обеспечит, но максимально обезопасить гражданина можно.