Айдын МЕХТИЕВ — о том, зачем Трамп едет в Эр-Рияд

Фото: AP

Дональд Трамп вовсе не случайно выбрал Эр-Рияд в качестве первой столицы в рамках своего первого зарубежного турне: оно запланировано на 21 мая текущего года. 45-й президент США всерьез намерен укрепить позиции своей страны в регионе Персидского залива. В ходе визита в столицу Саудовской Аравии он примет участие в саммите с участием лидеров шести стран Персидского залива: Саудовской Аравии, Кувейта Бахрейна, Катара, Объединённых Арабских Эмиратов и Омана. Альянс с богатыми нефтяными монархиями Аравийского полуострова рассматривается Вашингтоном как противовес другой формирующейся геополитической оси — Москва—Тегеран—Дамаск.

"Это действительно историческая встреча в Саудовской Аравии с лидерами всего мусульманского мира, — заявил глава Белого Дома. — Саудовская Аравия — это хранитель двух самых святых мест ислама, и именно там мы начнем с нашими союзниками-мусульманами создавать новый фундамент сотрудничества и поддержки для борьбы с экстремизмом, терроризмом и насилием". При этом Дональд Трамп добавил, что "США не собираются диктовать свою волю другим странам, а вместо этого собираются выстраивать коалицию друзей и партнеров".

Два года назад, на саммите Лиги арабских государств в Шарм-эль-Шейхе, аравийские монархии горячо поддержали идею создания "Сил быстрого реагирования", которую западные СМИ образно окрестили как "арабское НАТО". Стремление шейхов Персидского залива объединить свой военный потенциал вполне объяснимо: шиитские хуситы, поддерживаемые Тегераном, успешно ведут боевые действия в Йемене, который находится в подбрюшье Саудовской Аравии.

Опасность состоит в том, что шиитские повстанцы могут перекрыть стратегический пролив Баб-эль-Мандеб, соединяющий Аденский залив и Средиземное море. В этом случае экспорт нефти танкерами из Аравийского полуострова на мировой рынок будет заблокирован, что вызовет резкий скачок цен на черное золото. Именно этого сценария стараются не допустить в Эр-Рияде и Вашингтоне. Поэтому Дональд Трамп решил срочно оказать саудитам массированную военную помощь. Американские СМИ сообщают, что Пентагон готовит контракты на поставку в Саудовскую Аравию вооружений на десятки миллиардов долларов. В частности, речь идет о поставках саудитам систем ПРО THAAD, программного обеспечения для осуществления управления и коммуникации на поле боя, а также различных типов боеприпасов и бомб, в том числе с лазерным наведением. Также рассматривается возможность поставки четырех боевых кораблей на сумму около $11,5 млрд.

В преддверии визита Трампа в Эр-Рияд в очередной раз обострились отношения Саудовской Аравии и Ирана. Сначала глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил, что Тегеран готов к нормализации отношений с Эр-Риядом, если королевство прекратит бомбардировку Йемена. Однако заместитель наследного принца и министр обороны Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман отверг предложение Ирана и обвинил Тегеран в попытке "контролировать весь мусульманский мир".

В ответ из Тегерана поступила очередная угроза. "Мы им советуем не глупить, — заявил глава военного ведомства Ирана Хосейн Дехган. — Однако если же они сделают что-либо необдуманное, мы не оставим в Саудовской Аравии ни одного места в целостности и сохранности, за исключением Мекки и Медины".

Примечательно, что этот обмен угрозами между Тегераном и Эр-Риядом происходит всего за две недели до знакового саммита ОПЕК в Вене (оно намечено на 25 мая), где Иран и Саудовская Аравия в качестве стран-членов нефтяного картеля должны, как ожидается, пролонгировать действие соглашения о заморозке объемов черного золота до конца 2017 года.

И хотя Эр-Рияд обещает сдержать свое обещание не увеличивать объем добычи и не снижать цены на свою нефть, тем не менее эксперты не исключают повторения ситуации лета-осени 2014 года, когда цена на черное золото в мире упала в два раза. Тогда Тегеран усмотрел в этом падении цен закулисный сговор Саудовской Аравии и США с целью ослабить иранскую экономику.

Вот что заявил в сентябре 2014 года президент Ирана Хасан Роухани на заседании правительства страны: "Падение цен на сырую нефть — это результат тайного политического сговора против мусульман, который просто служит интересам некоторых стран. Но они должны помнить, что своими действиями усилили ненависть к себе мусульманского мира".

Таким образом, Вашингтон и Эр-Рияд нащупали ахиллесову пяту Ирана в его противостоянии с саудитами в борьбе за доминирование на Ближнем Востоке и Персидском заливе. Это — цена на нефть. И Дональд Трамп, который называет Иран "террористическим государством", вполне может использовать низкую цену на "черное золото" как мощное оружие против ненавистного Вашингтону режима в Тегеране. Как считают эксперты, саудовская экономика также сильно пострадает от очередного падения мировых цен на нефть. Но у саудовцев есть щедрый донор в лице заокеанской сверхдержавы, который может компенсировать Эр-Рияду потери казны от доходов нефти за счет крупных кредитов.

Вот почему стратегия Трампа в Персидском заливе включает создание с Эр-Риядом не только военного, но и нефтяного союза. В Вашингтоне всерьез полагают, что США и Саудовская Аравия в качестве двух ведущих мировых производителей нефти смогут диктовать Ирану, как впрочем и России, свои условия игры на мировом рынке черного золота.