Минкомсвязи предлагает замкнуть российский Интернет на территории страны.
Предложение министерства предполагает, что к 2020 году доля внутреннего трафика российского сегмента Интернета, маршрутизируемого через иностранные серверы, снизится до 5%. Довести эту долю ниже 5% до 2025 года не удастся.
По словам специалистов, основные точки маршрутизации интернет-трафика — это Франкфурт, Стокгольм и Амстердам. А стоимость подключения к Сети там в семь раз меньше, чем в России.
"Правда.Ру" обратилась за комментарием к директору и владельцу компании LiveInternet, советнику президента России по Интернету Герману Клименко.
— Минкомсвязи предлагает замкнуть российский Интернет на территории страны. Чем это выгодно для России?
— У нас сейчас трафик в Интернете, если проводить аналогии с телемедициной, — кардиологический: есть сердце, и к нему идут сосуды. Дело в том, что сосудики — очень узенькие, их хватает только на перегон крови через сердце. У нас коммуникации между регионами — очень слабые. Были проведены тестовые испытания инфраструктуры. Что произойдет, если наши коллеги нас отключат? Выяснилось, что огромный пласт российского трафика идет через за рубеж. Условно говоря, пользователь из Москвы "идет" на питерские ресурсы через Нью-Йорк — не потому, что ему хочется или так дешевле, а потому, что просто нет другого пути. Это происходит в силу того, что наши внутренние каналы связи покрыты "склеротичными бляшками".
Министерство связи просто констатирует факт, что внутренний трафик недостаточен. Например, есть Ленинградский и Кутузовский проспекты. Чтобы приехать на Ленинградку с Кутузовского, нужно проехать через центр Москвы; так и создаются пробки. По большому счету, министерство говорит о том, что нужно построить хорды, которые приведут к улучшению ситуации.
— Что такое внутренний трафик, идущий через зарубеж?
— В первую очередь это трафик, который не может внутри качественно поступить. Министерство связи и комментирует эту историю. Здесь нет закрытия Интернета. Речь не идет о закрытии трафика Facebook, Gmail. Безусловно, должна быть какая-то распределенная система. Сейчас у нас моноистория, а Интернет сам по себе распределен. Поэтому как раз и плохо, что у нас сейчас внутренняя структура интернет-трафика централизована. Она должна быть децентрализована, если переводить слова Министерства связи на русский язык.
— А как быть с либеральной оппозицией, которая уже кричит: "Это Северная Корея"?
— Речь идет о внутреннем трафике. Можно по "Скайпу" разговаривать через Америку, а можно разговаривать через Россию. Это примерно как переход на отечественный софт. Мы пользуемся своей инфраструктурой. Насколько я понимаю предложение министерства связи, там нигде нет запрета на зарубежный трафик Youtube, на трафик Gmail, на трафик Facebook. Стандартная проблема оппозиции — подменять одно другим. Проблема внутреннего трафика никакого отношения к запретам не имеет. Эта задача — про удобство, скорость и безопасность критической инфраструктуры. А задача для того, чтобы закрыть Интернет, — если идти по оппозиционным терминам… Для этого почти ничего не нужно делать. Для этого нужно всего лишь китайский farewall ("Большой китайский Firewall") поставить. Это просто шифрованный трафик.