Инна НОВИКОВА — о Дне Победы в тысячелетней войне

День Победы — очень эмоциональный и очень солнечный праздник, несмотря на то что московская природа последние годы упорно пытается подсунуть нам дождливую погоду на 9 мая. Это день салютов, торжества и радости для молодых и старых, кто видел и кто, слава Богу, никогда не видел немирного неба.

Увы, этот день совсем скоро больше не встретят те, кто его пережил, а это чуть менее 200 тысяч ветеранов Великой Отечественной, проживающих ныне во всех бывших 15 советских республиках. И еще чуть позже уйдем в прошлое и мы, поколение, видевшее живых победителей и своей кожей чувствовавшее их энергетику.

Но этот праздник останется навечно и станет знаменателен не только 1945 годом. 9 мая это не просто дата подписания акта о капитуляции фашистской Германии и окончания войны, это — день славы, величия духа и любви к свободе русского, советского и российского народа. Кто только не предупреждал врагов о нашей бесконечной любви к свободе, кто только не просил оставить нас в покое и никогда не воевать с русскими. Даже когда завоевателям и удалось зацепиться здесь на 300 лет, то все равно враг, который для средних веков казался бесчисленным, был повержен. И никогда русский воин не ждал сторонних спасителей. Все приходилось делать самим, и спасали себя только сами. А периодически и всю Европу за компанию.

Я прочитала недавно версию в интерпретации нашей либеральной писательницы, почему французы так быстро сдали Париж и почему не сопротивлялись фашистам. Все просто: они просто очень хорошо помнили ужасы Первой мировой, у них много кладбищ с захоронениями погибших в 1914–1918 годах, и потому они сочли правильным сохранить себе жизнь и не гибнуть понапрасну. У нас такая тема даже на повестке дня не стояла. У нас в 40-х годах были тысячи и тысячи добровольцев, а военкоматы замучились бороться с подростками, которые массово добавляли себе года и рвались на фронт. А в 1945 году заканчивали войну в возрасте 18 и 19 лет. Если им удавалось дожить до Победы.

9 мая — это день, за который нашим дедам не стыдно ни перед Александром Невским, ни перед Дмитрием Донским, ни перед Сергием Радонежским, ни перед Петром I, ни перед Екатериной II. Ну разве что Петр III был бы не рад. Но тут деваться некуда: отродясь мы не ладили с Пруссией, о чем, кстати, прусские военачальники пытались предупредить своих бестолковых потомков. Да и Наполеон предупреждал своим неудачным примером, и хан Мамай, и хан Ахмат могли бы что-нибудь добавить по поводу того, в какую сторону надо ехать, если на твоем пути стоит Россия. Но не слушались потомки. История учит, что она никого ничему не учит.

Герои Великой Отечественной стоят теперь в одном ряду со многими другими нашими героями, которым довелось защищать Родину в лихие годины, которых Россия повидала сполна за тысячу лет. В разных одеяниях погибали эти герои, разные у них шлемы, кольчуги, комбинезоны и разные сапоги, кто с мечом, кто с автоматом, пешком, на коне или в танке, а кто-то и с поварешкой или срочным сообщением за пазухой. Это все одна армия. Единая и непобедимая. И она сильна не только своим вооружением и подготовкой, но и той видимой нитью, которая их связывает, боевым духом и памятью крови.

Разве сегодня было сказано, что тот, кто с нам с мечом придет, тот от меча и погибнет? Разве не относятся к 13 веку слова советской песни о том, что русские не хотят войны? Поколение 40-х защитило свою страну и мир от фашистской чумы. И верило, что это последняя война на нашей земле. Как и их предки — и, верю, как и их потомки.

Мне недавно пришлось пообщаться с либеральной девицей 20 лет, которая посмела продемонстрировать в моем присутствии презрительное отношение ко Дню Победы. "Как смеешь ты говорить гадости о Победе? Разве тебя это не касается? Разве ты не живешь в свободной стране благодаря Дню Победы?", — спросила я ее. Девица ответствовала: "Ну, это не мой день: представьте, что есть праздник Пасхи, а я мусульманка".

Не хочу обидеть мусульман, которые с уважением относятся и к Пасхе, и к Иисусу Христу. Той самоуверенной фанатке евроценнстей я сказала: "Ты неправильно параллель проводишь. 9 мая — это не про Пасху и мусульман. А про то, что есть наши и есть фашисты. Если это праздник не твой, то ты за фашистов". Против фашизма воевали и христиане, и мусульмане, и буддисты, и иудеи, и, наверное, даже кришнаиты, если у нас в те времена такие водились. Ну и атеисты, конечно.

Победа в страшной войне после многих лет смертей и разрушений — это самое сильное впечатление для тех, кому посчастливилось ее пережить. Тому, кто не познал огромного горя, не почувствовать и огромной радости. Я много раз встречалась в ветеранами Великой Отечественной — и во время интервью, и в неофициальной обстановке. И каждый раз спрашивала, что они чувствовали 9 мая.

Те, кто пришел с войны и кто ее пережил, всегда жили с ощущением победы и великой радости. Все годы и десятилетия. Они навсегда останутся поколением победителей. "Лишь бы не было войны", — так говорили все бабушки. "На всю оставшуюся жизнь нам хватит подвигов и славы, победы над врагом кровавым — на всю оставшуюся жизнь".

У России за ее тысячелетнюю историю было много дней победы. И каждая давалась болью, кровью, героизмом и отчаянием, верой и самопожертвованием. И у каждого поколения это праздник с сединою на висках и слезами на глазах.

День Победы невозможно переписать. Никто не сможет его низвергнуть или преуменьшить. Как бы наши враги и горе-друзья ни врали и ни изворачивались. Потому что он неразрывно связан с другими великими сражениями и свершениями, которых у России не счесть. Это и 907 год, 1242-й, 1380-й, 1480-й, 1552-й, 1612-й, 1654-й, 1709-й, 1739-й, 1759-й, 1814-й, 1839-й, 1945-й. И перечисленное — мизерная часть наших побед и нашей славной истории. "Русские не сдаются. С нами бог!" И еще: "Враг будет разбит! Победа будет за нами!". Это девиз тысячелетних побед.

Дай Бог и нашим врагам этого не забывать.