Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал ряд поручений по итогам своего отчета в Госдуме.
Так, до 20 мая Минтруд, Минфин и Минэкономразвития должны подготовить законопроект о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) до прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом в Минтруде признаются, что это может занять от трех до пяти лет. По словам Медведева, с 1 июля МРОТ вырастет до 7 тысяч 800 рублей.
Медведев также поручил правительству проработать вопрос индексации пенсий работающим пенсионерам. Ведь выплаты им не повышались уже пару лет — из-за нехватки денег в казне.
По словам Медведева, работающие пенсионеры находятся в более выгодном материальном положении по сравнению с пенсионерами, живущими на одну пенсию.
"Правда.Ру" обратилась за комментарием к председателю комитета Совета Федерации по социальной политике, председателю Союза пенсионеров России Валерию Рязанскому.
— Что можно сказать о данных нововведениях?
— Во-первых, заявления Дмитрия Медведева нельзя рассматривать по отдельности. По результатам отчета о работе правительства в Государственной думе он издал соответствующий документ — с предписаниями и поручениями практически всем министерствам и ведомствам. Там есть предписания и правительству, и транспортникам, и по здравоохранению, и министерствам экономического блока. По социальной тематике у Медведева — поручения, связанные с индексацией пенсий работающим пенсионерам. По линии здравоохранения — это вопросы, связанные с рождением детей: либо первых детей, либо, наоборот, многодетных семей. Есть темы, связанные с МРОТ. Это ответы на те вопросы, которые звучали из уст депутатов Госдумы — в ходе отчета. Я был на этом заседании. Отмечу, что это весьма уверенная позиция председателя правительства. Он не отмахивался ни от одного вопроса, ни от одной инициативы. Важно, он говорил о том, что ко всем вопросам, связанным с повышением государственных обязательств, надо подходить взвешенно, исходя из экономических возможностей государства. С этим нельзя не согласиться.
Поручения главы правительства сейчас рассматривает Министерство экономического развития. И господин Фомичев, секретарь минэкономразвития, уже на эту тему высказывался: идут подсчеты, ищут резервы — на это нужно почти 200 миллиардов рублей. Это непростая задача по индексации. А что касается МРОТ, я являюсь автором закона по повышению, начиная с 2000 года: с 83 рублей 49 копеек до нынешних, устанавливаемых с 1 июля, 7 тысяч 800 рублей. Мы каждый год МРОТ увеличиваем. Но, к сожалению, тенденция соотношения МРОТ к прожиточному минимуму — всегда не в пользу позитива. В этой связи, естественно, правительство не могло не отреагировать, исходя из объективных реалий, которые складываются. Это поручение дано, работает специальная комиссия во главе с Александром Жуковым. Там депутаты, члены Совета Федерации, представители объединения работодателей и профсоюзов от Шмакова. Эта работа будет идти вместе с тремя министерствами, которые указаны в распорядительном документе Дмитрия Медведева. Все мы будем искать это оптимальное решение.
— Каковы прогнозы по реализации?
— Во-первых, нужно понять за сколько лет можно приблизиться к этому показателю: за год, за три, за пять. Мои прогнозы таковы: надо постараться достичь этого уровня за три года. Скачкообразно — это очень сложно. Ведь есть еще часть бюджетников, которые находятся на минимальных уровнях оплаты труда. Я думаю, поэтому сейчас будет легче выполнить позиции закона Трудового кодекса о выравнивании этих двух показателей. У нас сейчас есть все предпосылки, воля правительства, рабочая группа во главе с Жуковым. Надо все-таки сделать так, чтобы, например, к 2020 году МРОТ и прожиточный минимум выровнялись. И далее все решалось бы автоматически: устанавливается прожиточный минимум; как следствие — устанавливается и минимальный размер оплаты труда. Есть ли риски — и какие? Надо разобраться, как он будет устанавливаться: на региональном уровне или федеральным законом. А потом говорить, к примеру, о региональных коэффициентах — в зависимости от северных надбавок и так далее. Вот это тема, которая требует обсуждения.
— Откуда будут брать средства на выполнение поручений главы правительства? Из регионального или федерального бюджета?
— Дело в том, что когда мы говорим о бюджетах, то должны понимать, что речь идет о небольшой части работников бюджетной сферы, поэтому денег из бюджета потребуется не так много. Эта нагрузка в основном ляжет на плечи предпринимательских структур, среднего и крупного бизнеса, малого бизнеса. Это все-таки коснется коммерческих организаций. А бюджетников, которые получают сейчас зарплату на уровне МРОТ, не так много. Скорее всего, это не проблема бюджета, а проблема недополучения бюджетом доходов с тех налогов, которое у государства должны были быть — как налог на прибыль. Но зато выиграют муниципалитеты, потому что будут больше зарплата и местные налоги, которые идут на региональный уровень.