Россия заняла 148 место из 180 в рейтинге свободы прессы, который составляют "Репортеры без границ". На сайте организации отмечается, что давление на российские СМИ продолжает усиливаться.
Первые три строчки в рейтинге стран с самыми свободными СМИ занимают Норвегия, Швеция и Финляндия. На последних трех местах — Туркмения, Эритрея и Северная Корея. Эти страны эксперты организации называют "инфернальным трио".
При этом Россия оказалась позади Украины (102 место), Зимбабве (128), Венесуэлы (137) и Гондураса (140).
Отметим, что данный рейтинг публикуют с 2002 года. Специалисты организации учитывают уровень плюрализма, количество независимых СМИ, законодательные ограничения, прозрачность, цензуру и самоцензуру.
Оппозиционный публицист Станислав Яковлев написал в "Телеграме": "Всякий раз, когда выходят очередные рейтинги свободы слова от "Репортеров без границ", в моем сердце расцветают одуванчики. Для понимания: у них там Катар на 123 месте…".
"Кстати, согласно этому рейтингу уровень свободы прессы в США и Британии более-менее румынский — и значительно печальнее, чем, допустим в Суринаме (где, на минуточку, за разжигание розни в адрес правительства сразу на семь лет увозят). Зато в процветающем Сингапуре журналистом лучше вообще не быть: на три позиции хуже, чем даже у нас", — подчеркнул Яковлев.
"Правда.Ру" обратилась за комментарием к телерадиоведущему, писателю, журналисту Владимиру Соловьёву.
— Россия в рейтинге свободы прессы оказалась позади Зимбабве и Гондураса. Вы можете прокомментировать эту информацию?
— Я не имею ни малейшего представления о том, как они считают, почему именно такой рейтинг. К самой организации "Репортеры без границ" отношусь совершенно нейтрально; можно сказать, никак. Про них ничего не знаю, как и про этот типа рейтинг. Пусть пишут, что хотят.
— Откуда берутся такие цифры?
— Откуда берутся? С потолка, наверное. Есть же много мест, откуда можно взять любую цифру. Украина, вы говорите, на 102 месте? И что после этого? А они ее ставят выше России. Между тем запрещается въезд на Украину российским журналистам, там запрещают российские СМИ. Что после этого говорить? Вот вам и вся цена этой организации. Если людям нравится вбрасывать всякое — пускай…
Наше издание также обратилось за комментарием к политическому аналитику и обозревателю Дмитрию Бабичу.
— Россия заняла 148 место из 180 в рейтинге свободы прессы. Как формируются подобные рейтинги?
— У меня такое ощущение, что на эти рейтинги нормальные люди уже не обращают внимание. Если бы западной прессе, которая, как правило, получает в таких рейтингах самые высшие оценки, люди доверяли, то не было бы такого высокого результата ни у Марин Ле Пен, ни у Дональда Трампа. Про этих людей чего только не сообщали престижнейшие западные издания: разве что они "только младенцев не едят". Истерика против Трампа, что самое интересное, продолжается. Просто мы ее сейчас меньше замечаем, находясь здесь. Но поверьте, "Вашингтон пост", "Нью-Йорк таймс", которые якобы являются свободными газетами, продолжают все это печатать в каждодневном режиме. 80 процентов — это то, какой негодяй Трамп. И это в каждом выпуске! Все это выглядит уже смешно.
— А что касается Африки и Латинской Америки?
— Кстати, у нас плохое представление об Африке, Латинской Америке. Они дикие страны? Ничего подобного! Поверьте, в таких странах как Венесуэла и Эквадор — очень интересная, зубастая оппозиционная пресса. Проблема у нее — такая же, как и у нашей: как правило, значительная ее часть финансируется Западом. Но представлять их как дикарей, которые живут, как Советский Союз при Сталине или как сейчас Северная Корея, — это большая ошибка. Наоборот, в странах Третьего мира — очень интересная пресса, потому что ее еще не прибрали к рукам международные пресс-концерны — главные, как мне кажется, угрозы для свободы прессы. Они сейчас делают ее такой однообразной по всему миру.
— Почему у России 148 место? Как "Репортеры без границ" это определили?
— Для западной печати, для западного обывателя, просто для их спокойствия нужны эти рейтинги. Смотрите, какая вещь: "Русские с нами не соглашались по Ираку и оказались правы". Сейчас все говорят, что эта война была ошибкой. Еще: "Русские с нами не соглашались по Ливии и оказались правы". Неудобно. Как это может быть? Как может быть, что огромное большинство в России не поддерживает западных кандидатов? Считает Навального идиотом и провокатором, не уважает Касьянова? Как это может быть?
Вот они там и решают: "Или мы идиоты (Запад), или у них (Россия) несвободная пресса". Их закрывают от нашей настоящей правды, которую мы вещаем." И они просто для собственного спокойствия, не только под давлением хозяев, выбирают второй вариант: "Значит, 80 процентов россиян — за Путина, потому что они не могут посмотреть по телевизору про него что-нибудь плохое". На самом деле могут! "Наверное, у них нет доступа к Интернету, они закрывают какие-то сайты". На самом деле — ничего не закрывают!
Если вы хотите увидеть кучу негатива и про Путина, и Медведева — пожалуйста: два клика — и вы увидите. Им во все это невозможно поверить. Это разрушает их систему ценностей. Как это: "Дядя Ваня, мы всю жизнь верили твоим статьям". Тут не только какая-то целенаправленная стратегия, это просто делается для собственного спокойствия. Это такой европейский расизм. Если в Африке ваше превосходство — когда вы сильнее, у вас орденов на груди больше, всяких статусных символов, как у Каддафи, то у Европы — свой расизм еще со времен Римской Империи.
"Вот мы цивилизованные, у нас есть республика, у нас есть выборы, консулы, а те варвары — у них, наверное, все решает один человек. Наверное, они не способны как следует читать, писать, в наше время пользоваться Интернетом. В общем — несчастные. А нашего благодеяния они не просят и не ждут, потому что они не знают, как прекрасно и свободно мы живем." Я сталкивался с такими мыслями людей, которые прожили в России по 10-15 лет.
— А мигранты?
— Почему мигранты так часто ругают Россию? Это нужно им психологически. Им же нужно оправдать факт отъезда, а вдруг они ошиблись? Для спокойствия нужно постоянно говорить, что здесь плохо. Так же и для западного обывателя сложно признать тот факт, что на самом деле их пресса давно уже несвободна, она на самом деле толкает к войнам, часто выступает в роли застрельщиков войн. Это настолько страшно, неприятно и некомфортно! Это признать они не хотят. За исключением каких-то частей населения — активных и думающих. А что проще? Конечно, сказать: "Россия несвободна и несчастна."