Минфин с 26 апреля начнет продажу облигаций федерального займа для физических лиц.
В первые три дня россияне смогут купить облигации по номинальной стоимости. Доходность бумаг, купленных в день размещения, составит 9,02% годовых.
Минимальную сумму покупки Минфин установил в размере 30 тысяч рублей, максимальную — на уровне 15 миллионов.
Объем первого выпуска ОФЗ, погашение которых намечено на апреля 2020 года, составит 15 миллиардов рублей (15 миллионов облигаций номиналом в тысячу рублей).
Ставка первого полугодового купона составит 7,5% годовых, второго — 8%, третьего — 8,5%, четвертого — 9%, пятого — 10%, шестого — 10,5%.
Эксперты отмечают, что физические лица вправе предъявить облигации к выкупу в любой день. Но при досрочном обращении они потеряют прибыль. Подчеркивается, что торговля "народными облигациями" на вторичном рынке запрещена. Есть только два варианта: выкуп бумаг агентами и передача по наследству.
Насколько актуальна и полезна новая ценная бумага для государства и населения? "У меня отношение к этому проекту достаточно скептическое, даже негативное. С моей точки зрения, любые госзаимствования на внутреннем рынке сейчас нецелесообразны", — считает профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, руководитель Русского экономического общества Валентин Катасонов, ранее давший интервью "Правде.Ру".
По его словам, сегодня есть гораздо более мощные источники пополнения бюджета: прежде всего это введение прогрессивной шкалы налогообложения и заявлявшаяся многие годы деофшоризация, которая предполагает возвращение капиталов в Россию. А анонсированные облигации — очередная "игра в фантики".
Куда правительство намерено направить вырученные за них деньги? Есть ли уверенность, что они действительно пойдут на увеличение валового продукта, производство товаров, как это было у займов в советское время? Все закончится очередным вывозом капитала за пределы страны. Подробнее об этом ЗДЕСЬ.
"Правда.Ру" обратилась за комментарием к руководителю направления "Финансы и экономика" ИНСОР Никите Масленникову.
— Минфин начнет продажу "народных облигаций". Есть гораздо более мощные источники пополнения бюджета: прогрессивное налогообложение, деофшоризация… Но Минфин настаивает на выпуске облигаций. Насколько это целесообразно? Пришло время для этого инструмента?
— Я бы сказал, что здесь принципиально важно понимание цели запуска этого инструмента. Конечно же, он не рассчитан ни на пополнение бюджета, ни на финансирование дефицита — в силу элементарных небольших объемов размещения. Речь пока идет о сумме не более 20-30 миллиардов рублей.
Посмотрим, что будет происходить 26 апреля. Сейчас достаточно неплохая складывается конъюнктура по спросу на такого рода бумаги. Связано это с тем, что в силу снижения инфляции идут вниз и депозитные ставки. Так, в десяти банках, являющихся лидерами на депозитном рынке, средняя максимальная ставка — меньше восьми процентов. Хотя надо сказать, что за последнюю декаду она чуть-чуть подросла. Тем не менее это абсолютно фискальный эффект; с точки зрения бюджетных доходов это несущественно. Для бюджета эта величина ничтожна.
— Для чего это делается?
— Это тестирование принципиально нового финансового инструмента, ориентированного на частного инвестора, то есть на граждан. Вводится для того, чтобы приучить их к тому, что такой инструмент существует. Там есть достаточно надежная доходность, гарантированная государством. Обещают, что в среднем доходность этих трехлетних бумаг будет выше на полпроцента, чем доходность рыночно вращающихся бумаг. Это попытка представить альтернативу депозиту. Это еще и опыт. Естественно, будут смотреть, каков спрос, какое на этом рынке поведение инвестора — рядового гражданина. Затем можно будет ставить перед собой новые рубежи для увеличения объема размещения.
Для нас принципиально важно научиться превращать сбережения населения в инвестиции — в среднесрочные, а затем уже и в долговременные. Тестирование нового инструмента еще имеет смысл с точки зрения пенсионной системы. Ведь на рубеже 2018-2019 годов произойдет замена нынешней модели накопительной пенсионной системы на так называемый индивидуальный инвестиционный капитал. Для новой модели крайне важен этот финансовый инструмент.
Запуск инструмента сейчас напоминает пошив костюмчика на вырост. Обычно родители покупают детям на три года вперед. Вот такой инструмент немного и есть "костюмчик": он создает принципиальные возможности для использования в рамках этой модели индивидуального инвестиционного капитала, то есть накопительной пенсии следующего поколения.
Я отношусь к этой инициативе достаточно положительно. Это абсолютно нормальная штатная ситуация по рынку. Тем более что и состояние рынка сейчас позволят это сделать. Естественно, в дальнейшем спрос на эти бумаги будет определять доходность. Важно иметь ввиду, что Минфин пока от своих слов о том, что доходность для индивидуальных инвесторов будет выше рыночных, не отказывается. Но посмотрим, как будет.
— Конечно, народ сейчас опасается облигационных игр. Ведь в 90-е годы у миллионов — сгорели деньги. Каков ваш прогноз? Можно ждать массового спроса?
— В силу того, что объем размещения достаточно существенный, то массового спроса, конечно, не будет. Но как тестовый инструмент — посмотреть нужно: кто и сколько покупает, какие возникают проблемы; как будут вести себя банки, которые будут выступать агентами по продажам этих облигаций населению, какие могут возникнуть проблемы и взаимные недопонимания. Это все важно обкатать. С точки зрения тестового запуска — это принципиально верно и правильно.
С точки зрения ситуации, складывающейся на рынке с облигациями федеральных займов, я думаю, что это как раз самое время. Все можно сделать максимально комфортно для инвесторов.
Новый инструмент заставляет и "денежные власти", и Минифин, и правительство в целом уделять гораздо больше внимания повышению финансовой грамотности населения. Спрос сам по себе, естественно, не сложится и не будет расширяться, если людям не объяснят, что это такое, чем это лучше других инструментов, альтернативу какому классу вложений они собой формируют и так далее. Это одновременно потребует достаточно серьезной интенсификации работы по финансовой грамотности граждан, что очень положительно. Ведь с этим у нас есть очень большие проблемы: огромное отставание от того, что требует рынок и что необходимо населению.