Заседание Совбеза состоится 28 апреля, на котором встретятся министры иностранных дел Южной Кореи, США и Японии.
В рамках заседания Совбеза ООН они обсудят меры по предотвращению развития ядерной программы КНДР.
Посланники трех стран, участвующих в шестисторонних переговорах, встретились 25 апреля в Токио. Они договорились в случае новых провокаций со стороны КНДР максимально усилить давление на страну. Для этого будут приняты жесткие санкции в рамках резолюции ООН или односторонних ограничений.
Напомним, что в Северной Корее прошли крупнейшие в своей истории артиллерийские стрельбы. Южная Корея готова "к любому развитию событий", отмечают местные СМИ.
"Правда.Ру" обратилась за комментарием к кандидату политических наук, ведущему научному сотруднику Института Дальнего Востока РАН, военному эксперту, экономисту Василию Кашину.
По какой причине меры по денуклиаризации Корейского полуострова обсуждаются не в рамках шестерки, а в таком узком составе: только три из шести стран-участниц шестисторонних переговоров?
— Я не думаю, что там что-то затевается. Они просто усиливают координацию. Кроме США там мало кто может что-то сделать по этому поводу. Они просто договариваются о каких-то совместных мерах по обороне — частично, возможно, по усилению отдельных санкций. Хотя там уже нечего усиливать с их стороны. Не думаю, что это какое-то важное ключевое мероприятие.
— По вашему мнению, какие меры по предотвращению развития ядерной программы КНДР могут предпринять участники встречи Совбезе ООН? Это будут очередные санкции? Либо речь уже идет о неких акциях устрашения?
— Маловероятно, что они что-либо придумают. Единственное — они могут это совместно попытаться оказать давление на Китай, чтобы он ввел более серьезное ограничение против Северной Кореи. Больше ничего!
— Россия не упоминается. Почему страна, у которой большое влияние в этом регионе, не участвует в этих переговорах?
— У нас нет серьезного влияния на Северную Корею, оно очень ограниченное. И если мы будем взаимодействовать по этому вопросу — то скорее всего с китайцами, чем с ними.
— Можно дать прогнозы, как будет развиваться ситуация? Пхеньян периодически угрожает. Это нервирует Южную Корею, США…
— Ситуация просто застрянет примерно в нынешнем положении. Китайцы сделают какие-то заявления, что они будут усиливать давление. А реально ничего не изменится.
— То есть как много лет это продолжалось, так и будет?
— Так и будет продолжаться.
Наше издание также обратилось за комментарием к руководителю Школы востоковедения ВШЭ, профессору, доктору исторических наук Алексею Маслову.
— По какой причине меры по денуклиаризации Корейского полуострова обсуждаются не в рамках шестерки, а в узком составе?
— Во-первых, шестерка, которая действует последние пять лет, оказалась не очень эффективным форматом, поскольку у стран есть свой интерес. С одной стороны, есть Китай и Россия, с другой — США, Япония, Южная Корея, где Север практически настаивал на денуклиаризации; они предлагают разные методы. Формат шестерки немножко сжался — в том числе до уровня министров иностранных дел, до уровня спецпредставителей. Формально шестерка жива. Но считается, что она все-таки не привела к той эффективности, которая ожидалась. Формат сделан зауженный. И этот формат не решает общих проблем. Его задача, по сути дела, предотвратить тот конфликт, который сейчас возникает. С одной стороны, США действительно накачали сюда немалые вооруженные силы. С другой стороны, Китай, судя по всему, очень серьезно воздействовал на Северную Корею. Обе стороны подготовили переговорную платформу. И сейчас важно услышать предложения северокорейской стороны, каким образом она предлагает решать эту конфликтную ситуацию.
— Какова причина, что Россия в данном случае не участвует в обсуждении ядерной программы КДНР?
— На мой взгляд, сегодня эта ситуация не решается позитивным образом. Самый позитивный выход — отсутствие любых военных действий, но не более того. И поскольку Россия сейчас не может сыграть какую-то серьезную, заметную роль — может быть, будет лучше, чтобы Россия воздержалась пока от активных действий. Россия, судя по всему, на этом фоне остается единственной незадействованной стороной конфликта, которая на этих переговорах в определенный момент могла бы сыграть свою роль либо как миротворец, либо как медиатор.
— По вашему мнению, какие меры по предотвращению развития ядерной программы КНДР могут предпринять участники встречи в Совбезе ООН? Это будут очередные санкции — либо речь идет о неких акциях устрашения?
— Во-первых, акции устрашения уже проводятся. Это и совместные американские и южнокорейские учения; это, безусловно, приход американского авианосца, плюс два корабля японского сопровождения, в эту акваторию. Одно другого не исключает. Что касается санкций, сегодня единственный способ — это постепенно перекрывать любые каналы входа и выхода любой продукции, поступления любых финансов в Корею и из Кореи. Сегодня основной канал поставок (и продовольствия, и поступления финансовых ресурсов) — конечно, Китай.
Китай не хочет, судя по всему, существенно пережимать этот канал поставки продуктов и других товаров, чтобы все-таки немного оставаться над схваткой, оставлять для себя шанс в дальнейшем участвовать в разрешении северокорейской проблемы. Сейчас, я полагаю, вопрос будет стоять в двух ипостасях. Во-первых, надо четко понять, что хочет Северная Корея в обмен на прекращение развития ядерной программы, потому что пока никаких условий она не выдвинула. И второй момент — это принудить Китай активно участвовать в давлении на Северную Корею.