В Минэкономразвития дали прогноз об ослаблении рубля. Этого следует ждать уже во втором-третьем кварталах этого года.
Глава ведомства Максим Орешкин заявил, что ослабление произойдет из-за снижения платежного баланса РФ. Дело в том, что в начале года наблюдался приток капитала, платежный баланс был сезонно сильным, в результате это привело к отклонениям. Как следствие — во втором-третьем кварталах рубль будет корректироваться.
Если цена на нефть снизится до 40 долларов за баррель. Если же она останется на нынешнем уровне, то доллар будет стоить 62-63 рубля.
"Правда.Ру" обратилась за комментарием к профессору, доктору экономических наук кафедры международных финансов МГИМО, экономисту, руководителю Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова Валентину Катасонову.
— Вы можете согласиться с прогнозом Минэкономразвития в том, что курс рубля будет падать?
— Конечно, рубль будет падать. А с чего же ему расти? Экономика не растет. Орешкин соглашается и с тем, что положительное сальдо платежного баланса по текущим операциям будет тоже снижаться.
— Платежный баланс снизится, что приведет к падению рубля…
— Это в любом учебнике написано: курс валюты зависит от состояния платежного баланса. А если посмотреть за несколько лет: что, когда-то у нас было гигантское положительное сальдо платежного баланса? Но мы даже в условиях гигантского платежного профицита умудрялись ронять свой рубль. А в условиях сокращающегося положительного сальдо платежного баланса, конечно, он будет падать. Единственное средство затормозить этот процесс — тратить валютные резервы. Наверняка сейчас власти будут говорить, что мы не будем их тратить.
— Пока у нас рубль завязан на цены за нефть. Мы все-таки договорились с ведущими экспортерами топлива, что не будет увеличиваться добыча, что и держит пока эту цену…
— Имейте в виду, что платежный баланс зависит не только от состояния торгового баланса, но еще и от продвижения капитала. А агентства неожиданно приподняли наш рейтинг; соответственно, сейчас наблюдается — по крайней мере, до недавнего времени — некоторый приток капитала. Это, конечно, тоже способствовало некому приподниманию валютного курса рубля. Но все эти флуктуации с движением капитала очень неустойчивы, конъюнктурны, зависят от рейтинговых оценок.
А рейтинговые оценки, судя по всему, выставляются с учетом каких-то политических соображений, которые я до конца и сам не понимаю. Нет никаких оснований для долгосрочной тенденции стабилизации — тем более роста валютного курса рубля. Абсолютно никаких!