Президент США Дональд Трамп провел переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином. В эфире телеканала Fox News заместитель советника американского лидера по национальной безопасности Кэтлин Макфарлэнд заявила, что американскому лидеру удалось убедить своего китайского коллегу в непривлекательности Северной Кореи для сотрудничества со США.
"Президент Трамп смог донести до председателя Китая, что Северная Корея больше не является активом. Северная Корея — это помеха, обуза для всех и угроза не только для США, не только для Южной Кореи, не только для Японии, не только для России, но в том числе и для Китая", — сказала она.
Напомним, что встреча прошла 6-7 апреля в поместье Трампа во Флориде. Кэтлин Макфарлэнд отметила, что тогда речь шла и о том, что США намерены дать время Китаю на то, чтобы попытаться убедить Пхеньян в необходимости сворачивать ядерную программу. Вашингтон и его союзники продолжат использовать экономическое и дипломатическое давление на КНДР.
В американском правительстве провели "широкое исследование" и подготовили "определенные по-настоящему интересные предложения, санкции, дипломатические шаги, санкции второго порядка, а также варианты военных действий". Акцент делается на Китае, который, по планам Вашингтона, сможет убедить КНДР отказаться от своих ракетных испытаний. Ранее Трамп в интервью изданию The Wall Street Journal рассказал, что предложил Китаю более выгодные условия торговли — в обмен на помощь в противодействии Северной Корее.
При этом Китай уже грозит КНДР нефтяным эмбарго - в случае проведения ею нового ядерного испытания.
"Шаги, предпринятые Пхеньяном за последние два дня, подтверждают его намерение продолжать развитие ракетно-ядерной программы. В случае проведения ядерного испытания Китай прекратит поставки нефти в КНДР и будет поддерживать введение новых санкций Советом Безопасности ООН в отношении КНДР", — говорится в публикации "Хуаньцю шибао".
Кстати, требование прекратить поставки в КНДР нефтепродуктов уже давно выдвигают к Китаю власти США. Оно якобы звучало на трехсторонней встрече в Сеуле между дипломатами США, Японии и Южной Кореи. Китайская сторона тогда ответ не дала.
Отметим, что Дональд Трамп был уже готов закрыть глаза на эти свои заявления, если Китай поможет давить на КНДР и не будет активно сближаться с Россией. Еще осенью прошлого года тогда еще кандидат в президенты США от Республиканской партии пообещал в случае своего избрания наложить тарифные ставки на Китай за манипуляции с курсом юаня.
"Я использую любые доступные по американскому и международному законодательству инструменты, чтобы наказать тех, кто эксплуатирует Америку. Я распоряжусь, чтобы мой министр торговли назвал Китай валютным манипулятором. Я люблю Китай, они хорошие жильцы, они покупают квартиры, но они манипулируют валютой, и мы наложим тарифные ставки на любую страну, которая недооценивает свою валюту, чтобы получить выгоду над США", — сказал Трамп, выступая в Экономическом клубе Нью-Йорка.
Трамп пообещал, что будет инициировать торговые иски против Китая и будет наставать на выполнении правил ВТО. Ранее КНР неоднократно отвергала обвинения в манипуляции курсом юаня.
"Правда.Ру" обратилась за комментарием к замдиректору, доктору экономических наук, профессору Института Дальнего Востока РАН Андрею Островскому.
— Президент Дональд Трамп смог убедить председателя КНР Си Цзиньпина в ходе переговоров, что Северная Корея является для Пекина обузой, а не торговым партнером. Можете ли вы согласиться с тем, что Китай будет сотрудничать со США только лишь для того, чтобы иметь возможность сдерживать ядерное государство КНДР?
— Трамп может сказать всё, что угодно. Но это не значит, что Китай бросит Северную Корею на произвол судьбы. Позиция Китая в этом вопросе однозначна: такая же, как позиция многих. Самое главное, если хотят решить вопрос по Корейскому полуострову, надо проводить шестисторонние переговоры, в которых участвуют Северная и Южная Корея, США, Япония, Россия и Китай. Говорить о том, что Трамп убедил Си Цзиньпина бросить Северную Корею, — это либо явное преувеличение, либо просто фальсификация информации.
Дело в том, что состоявшийся визит Си Цзиньпина к Трампу был очень неудачным. Обе стороны не решили ни одного серьезного вопроса. И вряд ли они решат в будущем. Трамп не нашел ничего лучшего, чтобы в присутствии Си Цзиньпина объявить о том, что он нанес удар по Сирии. Тем самым поставив Си Цзиньпина в крайне неудобное положение. Говоря китайским языком, Си Цзиньпин по вине Трампа "потерял лицо". Такие вещи китайцы не простят никому и никогда. Это страшный удар. И говорить о том, что они о чем-то договорились с Китаем, вряд ли можно. Американцы могут заявлять все, что угодно. С китайской стороны я лично ничего такого не слышал. Знаю, что выступал представитель министерства иностранных дел, который дезавуировал заявление американских представителей.
— С другой стороны, Вашингтон просто так от Пекина не отстанет…
— Что значит — не отстанет? И Пекин от Вашингтона просто так не отстанет. Есть очень серьезные вопросы взаимоотношении Китая со США.
Мое личное мнение: существуют четыре серьезные проблемы в американо-китайских отношениях. Первая — торгово-экономические связи, дисбаланс во внешней торговле между Китаем и США (около 300 миллиардов долларов в год). Вторая — проблема Тайваня. Третья проблема — проблема островов в Южно-Китайском море. Четвертая — корейская проблема. Их все надо решать. В обозримом будущем они решены не будут.
Самое главное, на мой взгляд, все-таки отнюдь не внешнеполитическая, а экономическая проблема. Поскольку на сегодняшний день экономическая зависимость Китая от Америки и Америки от Китая довольно велика. В частности, если брать общий объем внешней торговли Китая, то доля Америки составляет 14 процентов. А доля России, к примеру, — менее двух процентов.
— Как известно, экономики без политики не бывает…
— Правильно, но экономика определяет политику. И, соответственно, все эти вопросы связаны именно с экономической базой. Эта ситуация в значительной степени давит на обе стороны, потому что без китайских товаров Америке сегодня очень тяжело. Более того, китайских инвестиций в американской экономике за прошлый год было больше, чем наоборот.
— Трамп не сможет давить на Си Цзиньпина?
— У них абсолютно одинаковые позиции. Считаю, что у китайцев — даже более серьезные позиции. Есть еще китайская диаспора в Америке, которую нельзя сбрасывать со счетов. И роль китайцев в американской экономике существенно больше, чем американцев — в китайской экономике.
— Китай не бросит Пхеньян ни при каких обстоятельствах?
— Китай, например, резко ограничил экспорт корейского угля в Китай. Но тут могут быть самые разные причины, начиная от недостаточно качественного угля и кончая тем, чтобы просто немножко выстроить северных корейцев, чтобы они больше слушались Китай. Тут много может быть разных моментов. Но, в принципе, если только Китай заявит, что мы Северную Корею бросим, выйдем из договора, который был подписан еще вначале 60-х годов. Это, как вы понимаете, вряд ли.
— Пекин будет проявлять только свой интерес по отношению к Пхеньяну? Не пойдет на поводу у Вашингтона ни в коем случае?
— Точно, ни в коем случае. А когда Пекин шел на поводу у Вашингтона? Вы можете мне этот пример назвать? Я не могу. Не было такого пока, по крайней мере, ближайшие 30 лет. Более того, и в ближайшие годы не будет, потому что роль Китая в мире возрастает.