Визит госсекретаря США в Анкару, состоявшийся в минувший четверг, оставил двойственное впечатление.
С одной стороны, Рекс Тиллерсон в ходе встречи с президентом Турции Реджеп Тейипом Эрдоганом подтвердил, что Вашингтон рассматривает Анкару как стратегического партнера в борьбе с ИГИЛ (запрещена на территории России). С другой стороны, Эрдогану не удалось убедить главу американской дипломатии прекратить военную поддержку курдским "Отрядам народной самообороны" (YPG) в Сирии, которых США рассматривают как союзника в борьбе с международным терроризмом.
Однако в глазах Анкары сама эта курдская группировка сама является террористической, так как связана с запрещенной в Турции Рабочей партией Курдистана (РПК). Как сообщает турецкая газета Hurriyet, совместная пресс-конференция Тиллерсона и главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу показала, что переговоры завершились без какой-либо договоренности. Турецкий министр откровенно заявил о беспокойстве Анкары сотрудничеством США с курдскими повстанцами на севере Сирии.
"Вашингтон признает, что так называемые "Отряды народной самообороны" и партия "Демократический союз" — это террористы, — заявил Чавушоглу. — Но тем не менее США продолжают помогать им. И это оказывает влияние на наши двусторонние отношения". Однако стоящий рядом Тиллерсон словно не слышал своего собеседника. Он излучал показной оптимизм и говорил о решимости США "продолжать сотрудничество с Турцией в борьбе с международным терроризмом".
"Турция является ключевым партнёром США в борьбе с ИГИЛ (запрещена в РФ) в Сирии, — заявил он и продолжал. — Никаких расхождений между США и Турцией и в рамках коалиции нет".
При этом госсекретарь в ходе пресс-конференции избегал прямых ответов на конкретно поставленные вопросы. В частности, он так и не ответил на вопрос, согласны ли США выполнить требование Анкары и отстранить отряды сирийских курдов от участия в операции по освобождению города Ракки на северо-востоке Турции. Тиллерсон также ушел от ответа на вопрос о судьбе оппозиционного исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого Анкара требует немедленно выдать турецким властям.
Гюлен считается личным врагом Эрдогана, который обвинил проповедника в организации попытки военного переворота в Турции в июле 2016 года. Гюлен скрывается на территории США, однако администрация Трампа не спешит выполнять требование Турции о его экстрадиции. Отказ США идти на уступки в курдском вопросе и вопросе выдачи Гюлена, по данным турецких СМИ, заставил Эрдогана прозрачно намекнуть Тиллерсону: если Вашингтон и далее не пойдет на компромисс, то Турция может ограничить доступ Пентагона к авиабазе "Инджирлик", расположенной в турецкой провинции Адана.
По данным газеты Yeni Safak, Эрдоган даже рассматривает возможность закрытия воздушного пространства страны для истребителей США. Между тем однодневный визит Тиллерсона в Анкару совпал с завершением начавшейся в августе 2016 года операции "Щит Евфрата", которая проводилась на севере Сирии.
Премьер-министр Турции Бинали Йылдырым заявил, что в ходе завершившийся в Сирии было очищено от террористов более двух тысяч квадратных километров. Сейчас эти территории переданы под контроль Свободной сирийской армии, и туда уже возвращаются беженцы. По мнению экспертов, главная задача операции "Щит Ефрата" — не допустить создания коридора между курдскими анклавами на севере Сирии, то есть в непосредственной близости от турецко-сирийской границы.