Как сообщает газета New York Times, "президент предъявил ультиматум упорствующим республиканцам", потребовав от них согласиться на пересмотр системы медицинского страхования и проголосовать оставаться с программой, которую предложил в свое время бывший глава государства Барак Обама, или нет.
Как отмечается, такое пожелание высказал глава административно-бюджетного управления Белого дома Мик Малвейни на вечерней встрече с членами республиканской фракции конгресса.
Кроме того, пишет издание, Пол Райан, спикер палаты представителей конгресса и один их главных идеологов новой реформы здравоохранения, "выходя после встречи, сообщил, что Трамп хотел бы, чтобы голосование состоялось в пятницу". При этом Райан не стал отвечать на вопросы о судьбе законопроекта.
В обеих палатах конгресса республиканцы представляют большинство. Теперь они, учитывая требования нового президента, могут отменить реформу здравоохранения 2010 года, с которой безуспешно боролись все время, пока у власти находился ее автор Барак Обама.
Но сейчас вопрос отмены Obamacare все еще остается острым: в стане республиканцев сохраняются разногласия по этому поводу. В то же время проголосовать против предложенного законопроекта Трампа планируют все демократы конгресса. Тогда республиканское большинство может себе позволить 21 голос против — и все равно провести законопроект.
"Правда.Ру" обратилась за комментарием к главному научному сотруднику Института США и Канады Владимиру ВАСИЛЬЕВУ.
— Что, если Трампа отвергнут? Станет ли это доказательством американского бессилия? Как он поступит в случае бунта против него в Республиканской партии?
— Сегодня данный вопрос должен быть поставлен на голосование палаты представителей. Трамп заявил, что если не удастся собрать 216 голосов, необходимых для того чтобы соответствующий законопроект об отмене и замене системы доступного здравоохранения был принят палатой, то он этот вопрос так и оставит — в подвешенном состоянии. Он больше не намерен возвращаться к нему; займется вопросами налоговой реформы. Здесь есть два аспекта. Многие считают, что если эту систему оставить в том положении, в котором она есть, то это более безопасный план. Дело в том, что за управление этой системой на уровне Федерального правительства отвечает Министерство здравоохранения и социальных услуг. В принципе, придя к власти, один из первых указов, который подписал Трамп, — сделать все, чтобы в максимальной степени торпедировать реализацию этой программы. Фактически, министерству здравоохранения и социальных услуг предписано ничего с этой программой не делать. Если так можно выразиться, тихий саботаж.
— А если этой программой перестанут управлять на уровне федерального правительства?
— В этом случае через какой-то период времени программа полностью развалится. Произойдет ее специфическая самоликвидация. Это один из вариантов, который рассматривается. Многие люди в окружении Трампа считают, что это один из самых политически безопасных способов ликвидации этой программы. Мои личные предположения относительно происходящего таковы: если сейчас программа сама по себе отомрет, то появляется дополнительный стимул саботажа — у 40-50 республиканцев, которые входят в партийную фракцию "Свободы". Они тоже могут здесь проявить свою несговорчивость, считая, что они по существу мало рискуют, останутся в единой фракции.
— Ваш прогноз?
— Мой прогноз состоит в том, что ситуация вокруг этой обамовской программы — репетиция того, что будет с налоговой реформой, которую Трампу будет еще во много раз сложнее продавить. Традиционно налоговые вопросы являются гораздо более сложными, и дебаты неслучайны. Хотя Обама в 2009 году заявил, что вопросы налоговой реформы для него являются приоритетными. Тем не менее на протяжении последних восьми лет его пребывания у власти он так к этой проблеме и не подошел. Значит, если палата представителей не проголосует в поддержку законопроекта о здравоохранении сейчас (хотя там есть еще и сенат), то, с моей точки зрения, будет нанесен серьезный удар по Трампу, а также по его администрации. Именно в плане того, как я уже сказал, что следующую налоговую реформу будет провести еще сложнее, чем программу плавного демонтажа системы доступного медицинского страхования. Значит, получается своего рода репетиция.