Демарш Эрдогана: почему Анкара обвинила Россию в убийстве турецкого солдата?

Фото: АР

22 марта курдский снайпер с территории Сирии выстрелом через границу убил турецкого солдата, находившегося в турецкой провинции Хатай. На первый взгляд — при чем тут Россия? Тем более что в тот же день в другой провинции Турции — Хаккяри, на юго-востоке Турции, в результате нападения курдских повстанцев был убит еще один солдат турецкой армии и четверо военнослужащих были ранены.

Однако Реджеп Эрдоган почему-то решил, что именно Россия несет ответственность за убийство турецкого солдата в провинции Хатай. По его личному распоряжению 23 марта МИД Турции вызвал временного поверенного в делах России Сергея Панова, ему была "выражена серьезная обеспокоенность" в связи с убийством турецкого солдата. Как пояснил официальный представитель МИД Турции Хюсейин Мюфтюоглу, "ответственность за исполнение режима прекращения огня на территории, с которой стрелял снайпер, лежит именно на России".

Нынешний демарш Анкары показывает, что Эрдоган теряет самообладание и сознательно идет на обострение отношений с Россией — впрочем, не только с Россией. На прошлой неделе он обвинил в нацизме сначала Нидерланды, а затем Германию — за отказ разрешить чиновникам из Анкары вести среди турецкой диаспоры этих стран агитацию в пользу конституционного референдума в Турции.

В среду днем обвинения из Анкары прозвучали уже в адрес Вашингтона, который был обвинен в том, что собирается использовать курдские отряды ополчения (в турецкой версии: курдские террористы) при штурме оплота ИГИЛ (запрещена на территории РФ) — города Ракка на северо-востоке Сирии. Правительство Турции уверено, что курдские "Отряды народной самообороны" (YPG) в Сирии, которым Пентагон поставил большую партию вооружений, связаны с Рабочей партией Курдистана (РПК), внесенной Анкарой в список террористических организаций.

Таким образом, шаг за шагом Эрдоган загоняет себя в тупик: после подавленного в июле прошлого года в Анкаре военного мятежа турецкий лидер, судя по всему, все еще не может выйти из состояния излишней нервозности. Он продолжает находить и арестовывать заговорщиков внутри страны и требует восстановления смертной казни. А в отношениях с другими странами Эрдоган все больше напоминает неуживчивого соседа по "коммуналке", который ищет лишь удобный повод, чтобы поругаться.

Что касается отношений с Россией, то все меньше остается надежд на то, что они будут такими же безоблачными, как и до сбитого Турцией в ноябре 2015 года российского самолета.

Так, в середине марта Турция приостановила выдачу лицензий на беспошлинные поставки пшеницы, кукурузы и подсолнечного шрота из России. И это при том, что Турция является вторым после Египта покупателем российской пшеницы. В период с июля 2016 года по февраль 2017 года страна закупила из России почти 2 миллиона тонн пшеницы. Вице-премьер Аркадий Дворкович в телефонном разговоре с заместителем премьер-министра Турции Мехметом Шимшеком подчеркнул, что решение Анкары "противоречит итогам состоявшегося 10 марта в Москве заседания совета сотрудничества высшего уровня под руководством президентов России и Турции".

Анкара дала понять, что не отменит своего решения до тех пор, пока Россия не снимет запрет на поставки на российский рынок турецких помидоров и огурцов. Вот такая "аграрная война" между двумя странами — со всеми вытекающими отсюда последствиями.