Российские банки начали пользоваться упрощенным порядком взыскания долгов с клиентов. Сейчас они могут взыскивать задолженность с клиентов без суда на основании исполнительной надписи нотариуса.
Комментарий по этому поводу Pravda.Ru дал доцент РАНХиГС, советник по макроэкономике генерального директора компании "Открытие брокер" Сергей Хестанов.
— Что это будет означать на практике?
— Это означает, что добросовестные клиенты банков от этого выиграют, а недобросовестные от этого, естественно, проиграют. Соответственно, если эта инициатива банков будет принята, то процесс взыскания задолженности будет идти немножко быстрее, что снизит издержки банков и приведут к тому, что те, кто аккуратно пользуется кредитами, будут банально платить меньше.
Потому что, после снижения издержек банков снизятся процентные ставки. Упадет, так называемая, премия за риск. Поэтому, с точки зрения добросовестных клиентов, инициативу можно только приветствовать. Однако, не надо ждать сильных обвалов ставок по кредитам. А вот должники теперь имеют больше шансов потерять какое-то имущество в обеспечение задолженности по кредиту.
В целом, это умеренно положительное явление, поскольку снижение рисков всегда полезно, также всегда полезно, чтобы добросовестные участники рынка чувствовали себя лучше.
— Многие бьют тревогу, опасаясь, что приняв антиколлекторские инициативы, появятся новые структуры отъема, но с другим названием…
— Наоборот, это хорошо. Чем жестче работают коллекторы, тем меньше процент мошенничества среди заемщиков, банки теряют меньше денег, и это положительно влияет на ставки по кредитам. В любой кредит заложена такая вещь, как премия за риск. Поэтому, чем жестче работают коллекторы, тем ниже премия за риск. Они, опять-таки, не волки, а санитары леса.
Напомним, в июне Госдума приняла в третьем окончательном чтении закон, благодаря которому деятельность коллекторов будет ограничена. Закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности" внесли спикеры Совета Федерации и Госдумы Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин.
Документ, в частности, прямо запрещает коллекторам применять физическую силу и угрожать ее применением, причинять вред здоровью и имуществу, оказывать психологическое давление и вводить в заблуждение. Звонить должнику коллектор сможет не чаще двух раз в неделю, а проводить личные встречи — не чаще одного раза в неделю. Общение с должником ночью — с 22.00 до 8.00 в будни и с 20.00 до 9.00 в выходные — запрещено. Взыскатель долгов при взаимодействии с должником не вправе скрывать информацию о номере телефона и адресе электронной почты, с которых он звонит и отправляет сообщения.