Госдума РФ единогласно ратифицировала Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об Объединенной группировке войск РФ и Абхазии. Соглашением предусматривается формирование общего пространства обороны и безопасности.
Какова будет возможная реакция Грузии на это событие, рассказал Pravda.Ru директор института геостратегических исследований Грузии, доктор политических наук Вахтанг Маисая.
— Как отреагирует Грузия?
— Официальный Тбилиси воспримет это не только как нарушение суверенитета, но и как начало процесса аннексии. Потому что, естественно, все подразделения, которые были под руководством Абхазской республики, переходят автоматически под руководство Министерства обороны Российской Федерации.
Тем более, что там создается оперативная группировка, это будет примерно 15-20 тысяч человек, и российские вооруженные силы будут еще усилены соответствующими компонентами: ударными и ударно-оборонительными вооружениями, которые будут размещены на территории Абхазии.
Естественно, это подразумевает слияние абхазских национальных вооруженных сил с вооруженными силами РФ, и усиление российского военного влияния не только в регионе Абхазии, но и в целом на Южном Кавказе и в Черноморском бассейне. То есть это фактически продолжение той политики, которую официально Москва проводит в отношении Крыма.
— Последуют ли какие-то ответные действия со стороны Грузии?
— Не знаю. Грузинская новая власть сейчас находится в тяжелом положении. Она не может адекватно реагировать на такие процессы. Кроме того, имеются активные дипломатические демарши, чтобы мобилизовать общественное мнение в международном сообществе, чтобы данное решение было изменено или были приняты соответствующие контрмеры.
Не исключаю даже, что партнеры Грузии могут усилить экономические санкции по отношению к России. То есть это тот максимальный уровень, на который нынешнее грузинское руководство может рассчитывать, и грузинское руководство постарается добиться этого от мирового сообщества.
Других способов как-то повлиять на это политическое решение я не вижу. Грузия не будет применять военную силу, силы не сравнимы.
Другой эксперт, давший комментарий Pravda.Ru, начальник Сектора кавказских исследований РИСИ, кандидат политических наук Артур Атаев решительно отверг все параллели с Крымом.
— Грузинские эксперты говорят о том, что это начало аннексии Абхазии по крымскому сценарию, каково ваше мнение?
— Сравнение с Крымом не выдерживает никакой критики, потому что, в Крыму было прямое волеизъявление народа. Прошел референдум, согласно которому порядка 83-84% населения высказались за возвращение в состав России, за воссоединение с Россией.
С Абхазией речь идет совершенно о другом, о создании объединенной группировки войск. То есть речь идет о двух самостоятельных субъектах международного права — Республике Абхазия и России, обе из которых являются независимыми государствами. Но Россия оказывает или готова оказать в соответствии со своим союзническим статусом военную помощь в случае повторения агрессии со стороны Грузии или какого-либо другого государства в отношении Абхазии. Вот о чем идет речь. И, опять-таки повторюсь, никакое сравнение с Крымом здесь невозможно.
— Будут ли санкции Запада несмотря на это?
— По факту, Объединенная группировка войск уже создана. Запад не настолько глуп, чтобы это не осознавать. У нас совместные учения, фактически общая правовая и военная доктринальная система, общий враг.
Мы по-настоящему два союзных братских государства, и в этом контексте санкции, конечно же, вряд ли будут усиливаться. Или какое-то акцентированное внимание со стороны, возможно, официального представителя госдепа будет или со стороны господина Столтенберга. Обычно делаются заявления со стороны Запада, осуждающие действия России в отношении Абхазии, Южной Осетии. Какое-то беззубое заявление, конечно, последует, а более ничего реального, я думаю, не произойдет.
— Это не слияние национальных сил?
— Нет. Это абсолютно не слияние национальных сил. В нормативно-правовой договорной базе все прописано более чем четко, что в состав Объединенной группировки входит от российской стороны Объединенная военная база, которая уже дислоцирована, акцентирую ваше внимание, на территории Абхазии.
От абхазской стороны два отдельных мотострелковых батальона. Там еще артиллерийская группа, авиационная группа, и отдельный отряд специального назначения. В принципе, можно говорить, что есть даже определенный паритет.
То есть идет ратификация подписанного 21 ноября 2015 года документа, ратификация его в Госдуме — это продолжение выстраивания конкретных союзнических отношений между двумя государствами. Это очередной этап закрепления международно-правового статуса Абхазии как самостоятельного, независимого, суверенного государства.
Мы себе отдаем отчет в том, что гарантом безопасности Абхазии как государства прежде всего является Россия, а также вооруженные силы Абхазии. И это закрепляется в тех базовых документах, которые были подписаны на высшем уровне между руководителями двух государств ранее.