Власти Японии лоббирует инвестирование компаний страны в российские проекты, чтобы обеспечить прорыв в решении вопроса о мирном договоре и территориальной принадлежности Курил.
Как сообщил один из источников в японском правительстве, "во главе экономического сотрудничества находится частный сектор, и сейчас правительство нанимает компании". В мае японская сторона выдвинула предложения по сотрудничеству в восьми областях.
Понятно, что таким образом в Токио рассчитывают на сговорчивость России по "территориальной проблеме". Но 1 ноября спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко еще раз сказала, что Россия своей территорией не торгует. На что рассчитывают японцы, рассказал Pravda. Ru руководитель Центра японских исследований в Институте Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов.
— Это и есть часть подхода к решению "территориальной проблемы" и подписанию мирного договора. Детали этого нового подхода не раскрыты.
Это две вещи, которые непосредственно между собой связаны. То есть, экономическое сотрудничество и решение территориальной проблемы. И японцы, в общем-то, не скрывают, что этот план экономического сотрудничества, который предусматривает японские инвестиции, совместные проекты в восьми областях, нацелен на то, чтобы создать благоприятную атмосферу для решения "территориальной проблемы".
Если говорить прямо, японцы рассчитывают, что Россия, будучи благодарной за руку помощи, это по достоинству оценит и пойдет на уступки. Можно сказать, что японцы пытаются подкупить Россию.
Но это не новый подход. Есть две вещи: экономика и политика. И когда два субъекта взаимодействуют, то зачастую экономика используется в интересах политики, а политика используется в интересах экономики. Японцы этот принцип давно уже исповедуют и пытаются реализовывать в отношениях с Россией.
Когда развалился Советский Союз и Россия оказалась в страшно тяжелом экономическом положении, Япония выдвинула очень жесткий принцип — неразделимость политики и экономики. То есть, будете идти к нам на встречу в наших требованиях по территориальному вопросу, получите помощь. Но этот принцип не сработал.
Потом они смягчили этот принцип, назвали его принципом расширяющегося баланса. Смысл этого принципа заключался в том, что каждый маленький шажок со стороны России в сторону японских требований балансирует с таким же шажком в сфере экономического сотрудничества. Так постепенно баланс расширяется. И этот принцип тоже не сработал.
Теперь японцы зашли с другого конца. То есть, они не требуют острова, обещая помощь, а теперь говорят так: вот вам помощь, надеемся, вы пойдете нам на встречу.
Путин же сказал, что мы не торгуем территориями. Он вещи своими именами назвал, без обиняков. И сейчас Матвиенко снова этот тезис повторила.
Если интерпретировать эти заявления, то мы считаем, что эти две вещи не связаны. Не нужно их увязывать и пытаться с помощью экономических рычагов давить на Россию. Мирный договор и территориальная проблема это одна вещь, а экономическое сотрудничество — другая.
Экономическое сотрудничество должно опираться на взаимную заинтересованность именно в этой сфере.
Япония не заинтересована что ли в отношениях с нами в сфере экономики? Посмотрите, она покупает у нас энергоресурсы. На Россию приходится 9% японского импорта нефти, 10% сжиженного газа.
Россия является важнейшим рынком сбыта японских автомобилей. А от автомобильной промышленности вообще зависит состояние японской экономики. Поэтому здесь тоже большой интерес со стороны Японии. И у нас, конечно, интерес. Не нужно эти вещи смешивать.