После публикации доклада комиссии Ричарда Макларена ряд стран требуют отстранить Россию от участия в Олимпиаде.
Накануне представители антидопинговых ведомств 10 стран и 20 групп спортсменов готовят обращение в МОК с требованием отстранить от участия в летних Олимпийских играх-2016 всю российскую делегацию.
До этого права выступать на играх были лишены все легкоатлеты, за исключением Дарьи Клишиной. Ныне спортсмены ожидают заседания Спортивного арбитражного суда в Лозанне. Именно на нем должна решится их судьба.
Специально для Правды.Ру ситуацию прокомментировал адвокат Дмитрий Аграновский.
— Как нам защищать свои интересы в связи с допинг-скандалом? Есть ли у нас какая-то стратегия защиты?
— То, что признание - царица доказательств не только в российском процессе, но и везде, - это абсолютно точно. Поэтому, к сожалению, такая наша неуверенная стратегия защиты еще больше показывает нашу слабость и показывает, может быть, даже нашу вину.
Насколько я знаю, допинг применяется абсолютно во всех странах мира. Кого-то просто ловят, кого-то не ловят. Но достаточно посмотреть на Серену Уильямс и сравнить ее, например, с Марией Шараповой, - сразу понятно, кто принимает допинг, кто не принимает.
Здесь это в чистом виде политическое давление, но, как ни странно, в этом есть свои плюсы. Отстранение нашей команды от Олимпиады - это, безусловно, жест отчаяния, это совершенно крайний метод, на который США идут, потому что они не могут сломать Россию по другим вопросам: по Украине, по Сирии. Санкции, как вы видите, на нас абсолютно не действуют, даже наоборот. То есть все, что было предпринято в последнее время для давления на Россию, дало абсолютно обратный эффект. И это беспрецедентный шаг отстранения нашей команды от Олимпиады, это просто жест отчаяния. И этот шаг, безусловно, не популярный в мировом сообществе, чтобы нам сейчас ни говорили некоторые проамериканские СМИ.
Конкретных спортсменов, конечно, жалко, которые готовились, тренировались. Но я абсолютно уверен, что методика подготовки российских спортсменов ничем особенным не отличалась от подготовки английских, немецких или американских. Правосудие не должно быть избирательным. Если наказывать, так всех, а если не наказывать, так тоже всех. А то получается, что одних бьют на глазах всего мира (виноваты они не виноваты — второй вопрос), а другие, точно такие же люди, которые с допинга не слезают, спокойно участвуют в Олимпиаде. Это несправедливо.
— Мы можем поставить WADA в правовые рамки? Может ведь и дальше найтись какой-нибудь родченков и свидетельствовать, а они будут доклады на этом основании писать.
— WADA - это всего лишь инструмент. Это все равно как полиция, оружие. Оно служит тому, у кого власть. К Советскому Союзу таких претензий не было, хотя тогда тоже в подготовке наших спортсменов использовались все современные разработки, как и американских, кстати говоря. С нашей страной нельзя было разговаривать с позиции силы. Вот и сейчас нам нужно, в первую очередь, заниматься собой, нам нужно строить свое государство, нам нужно заявлять о своих интересах.
Я вчера прочитал о том, что американская республиканская партия говорит о необходимости защищать Украину, Прибалтику, Грузию. Вы защищайте Техас, штат Майами, может быть, в Канаде у вас какие-то интересы. А они считают совершенно возможным диктовать нам условия во всем. Пока нам диктуют условия, но, по большому счету, это мелкие пакости. Тут с Олимпиадой, там санкции какие-то объявить, здесь кого-то задержат, еще что-то. Сейчас ведь если с Олимпиадой не пройдет номер, они еще что-то придумают. Все это будет длится до тех пор, пока мы не сможем давать адекватный ответ. Я как юрист скажу: международное право - это право сильного, и больше ничего.
— То есть, юридически мы никакие документы им предъявить не можем? Мы можем только быть сильными?
— Предъявить документы никогда не мешает. То есть, довести до конца и поучаствовать во всех юридических процедурах никогда не мешает. Но в любом процессе такого рода надо занимать наступательную позицию, а не оборонительную. И ни в коем случае не надеяться на прощение. Надо понимать психологию американцев. Они никогда никого не простят. Любые попытки вымолить прощение они принимают только за слабость и начинают давить еще сильнее.
— Президент сказал, что нужно отстранить тех, кто причастен и виноват. Почему Мутко все-таки не отстранен? Таким образом мы не признаем свою вину?
— Может быть, я не знаю, виноват Мутко или нет. И президент, наверное, не знает. Может быть, какая-то служебная проверка будет проводиться. Но еще раз подчеркну, к большому сожалению, современный спорт немыслим без допинга. Еще раз всех отсылаю к фотографии Серены Уильямс. Я сам спортсмен, но ее мышцам я могу только позавидовать.
— Нужно расследование, сказал президент. Каким оно должно быть - открытым или закрытым? Как оно должно быть организовано?
— На мой взгляд, только одна может быть форма расследования — это параллельное расследование в отношении спортсменов целого ряда стран. Потому что сейчас вообще ни в коем случае нельзя допускать, чтобы Россию судили в одиночку. Не должно быть расследования только в отношении российских спортсменов. Мы об этом должны заявить. Потому что если что-то мы расследуем, то надо сразу расследовать в отношении всех. Мы прекрасно знаем, какие методики применяют те же американцы. И поэтому надо всем советовать смотреть в зеркало.
Необходимо говорить: а у вас что? Вы знаете, над Советским Союзом смеялись либералы. Когда мы отвечали на какую-то критику, мы говорили: а у вас негров линчуют. И действительно, там негров линчевали до 50-х годов. То же самое и допингом. Они допинг применяют не менее широко, чем мы. Поэтому расследования либо вообще не должно быть, либо оно должно быть в отношении целого ряда стран. Мы ничем не хуже, это как минимум.
— Вопросы еще возникают и к самой структуре WADA, что там за люди? Откуда там у них такой авторитет, что все им подчиняются? Может, они там все проплаченные коррупционеры?
— Вообще, все эти международные структуры изначально создавались при участии Советского Союза и США. А потом, когда Советский Союз, позже Россия самоустранились с мировой арены, эти все структуры просто стали формой диктата, формой контроля США над миром. И именно США там задают тон, эти структуры абсолютно им подконтрольны.
Читайте также: Доклад ВАДА - тупик, прорыв или катастрофа?