Согласно докладу аналитического центра при Правительстве РФ, реформа российского образования, начатая в 2010 году, пока не принесла существенных результатов.
В свое время реформа была направлена на расширение самостоятельности образовательных учреждений. Однако в докладе сообщается, что доля бюджетных организаций и традиционные типы финансирования по-прежнему остаются доминирующими. Кроме этого, регионы должны были разработать новые стандарты качества образовательных услуг, чего сделано не было, поскольку таковых нет и на федеральном уровне.
Ситуацию Правде.Ру прокомментировал заместитель директора Городского методического центра Департамента образования Москвы Андрей Лукутин.
"Образование, начиная от конечных целей образования и заканчивая отношением к нему учителей, администрации, руководства, родителей, общества, серьезно изменилось. Начнем с того, что московское образование, в первую очередь, стало более нацеленным на результаты детей. Именно ребенок стал центром школы, а не учитель, здание, администрация или департамент.
Реформы начали с того, что ввели новую систему финансирования: подушевое и ученикочасы. То есть, сколько детей в школе учится, такую субсидию и будет она получать. Это очень правильно, потому что теперь никто не откажется от обучения ребенка. Поэтому школы, в хорошем смысле, переполнены, развиваются первые классы.
Появились большие образовательные комплексы. У нас теперь нет такого, как раньше, когда мама, которая родила ребенка, сначала искала детский садик, потом школу, а потом понимала, что после 9 класса надо будет снова куда-то идти. Решилась и проблема удаленности дополнительного образования. Теперь, в результате реформы, все в шаговой доступности. То есть, если ребенка в три года отдали в дошкольное отделение большого образовательного комплекса, то когда ему исполнится 6 лет, не надо будет ничего искать. По заявлению родителей, его переведут в первый класс в той же самой школе.
Следующий момент — финансирование. Безусловно, по сравнению даже с 2009 годом, оно выросло в разы. Раньше было так: если вы лицей или гимназия, то вам больше денег дадут, если обыкновенная школа - меньше. Теперь по-другому: какой результат дает школа, так и субсидируется.
Заработная плата учителей по Москве достигла отметки в 69 тысяч. А те, которые работают, дают результаты хорошие, получают и больше.
С появлением образовательных комплексов у детей возникло больше возможностей проявить себя. Прежде всего, через олимпиадное движение. У нас в каждой школе есть участники олимпиады. Каждому ребенку предоставлена возможность попробовать себя на школьном, муниципальном и на городском уровне. В результате у нас, если не ошибаюсь, 599-699 победителей, призеров Всероссийской олимпиады. И это тоже результат тех самых реформ.
Развивается благоустройство школ. Оно радикально улучшилось. Появилось всевозможное оборудование, специализированные классы, инженерные, медицинские. Теперь дети в школе могут узнать про космос не просто со слов учителя, а попробовать его руками, узнать, что такое инжиниринг, настоящая компьютерная техника.
Появилось большое число фестивалей, конкурсов, конференций. Хорошо развивается проект "Университетские субботы". Дети могут прийти и послушать лекции у лучших преподавателей вузов.
В ходе реформ в московских школах появилась возможность создать единый уклад. Потому что, голова не болит от того, где достать деньги, хороших учителей. Поэтому снижается рост негативных проявлений в среде подростков. Дети все больше и больше начинают заниматься спортом, всевозможными прикладными науками.
Повысился уровень самостоятельности школы. Директор, школа — это самостоятельная образовательная организация, которая сама решает свои вопросы. Да, конечно, департамент образования занимается контролем деятельности, но вмешиваться в дела школы не имеет права, да и не вмешивается.
Аттестация учителей сейчас проходит в электронном формате. Ее можно пройти из дома. Результат педагога - это результат ребенка, которого он обучает. Результаты ЕГЭ, ОГЭ в 9 классе, победители олимпиад указываются в личном кабинете. Такая аттестация проходит часа два.
Отдельная история — отчеты. Учитель в московской школе не сдает ни одного. У нас с недавнего времени функционирует электронный журнал и дневник. В них отражено все, что делает учитель. Поэтому нет никаких дополнительных отчетов. И, кстати, департамент образования очень жестко реагирует на факты требования с учителя дополнительного отчета.
Реформы финансирования и управления сказались и на результатах детей. Москва лучшая по 9-м и 11-м классам.
Столица превратилась в большой образовательный центр. Учителя для того, чтобы дети не находились в закрытом пространстве, возят их в парки, сады, музеи и именно там проводят уроки. Дети могут по-настоящему почувствовать себя москвичами. А наши дети, к сожалению, очень плохо знают город, а им все-таки здесь жить.
На следующем этапе необходимо создавать условия для получения в школах знаний для реальной жизни. Мы понимаем, что многое из того теоретического материала, который дается нашим детям, оказывается не сильно нужным на практике. Это касается и образования после 9 класса, когда многие ребята уходят в колледжи и другие профессиональные учебные заведения.
Школа должна стать фундаментом для всестороннего развития ребенка как хорошего специалиста, как надежного товарища, друга, как хорошего гражданина. И в этом направлении сейчас московские школы работают.
Поэтому неверно говорить о том, что за последние пять лет изменений в Москве не произошло. Все, о чем я говорю, - это открытая информация. Если зайти на сайт департамента образования, на сайт образовательных организаций, там все это написано.
Вот в этом будет развиваться Москва, в еще большем достижении результатов. У нас продолжают создаваться мощные образовательные комплексы, самостоятельные, с хорошим бюджетом, с качественным образованием".
Другое мнение по этой проблеме
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня